EnglishНа русском

Ефективна економіка № 12, 2012

УДК 001.895:338.43

 

И. Б. Золотых,

к. э. н.,  доцент кафедры экономической теории и общественных наук,

Николаевский национальный аграрный университет, г. Николаев

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПК

 

I. B. Zolotykh

THEORETICAL BASES OF ECONOMIC MECHANISM OF INNOVATIVE ACTIVITI OF AGROINDASTRIAL COMPLEX

 

Рассмотрена теоретическая основа экономического механизма инновационной деятельности агропромышленного комплекса. Определены суть,  структура , особенности, основная цель  государственной поддержки   инновационного процесса АПК  и обеспечения его финансовими ресурсами. Определены косвенные и прямые методы воздействия на инновацинный процесс. Анализируются финансовые условия и формы реализации инновационных проектов.  Рассмаотривается новый финансовый инструмент ( фондовый механизм) для развития АПК.

 

Considered theoretical basis of economic mechanism of innovative activity of agroindustrial complex. Essence,  structure, features, is certain, primary purpose  of state support   of innovative process of APK  and providing of him by finansovimi resources. Determined by indirect and direct methods of influencing innovatsinny process. Analyzes the financial conditions and forms of innovative projects. We consider a new financial instrument (stock engine) for the development of agriculture.

 

Ключевые слова: экономический механизм, инновационная деятельность, развитие агропромышленного комплекса, государственная піддержка, финансовые ресурсы, формы реализации инновационных проектов.

 

Keywords: economic mechanism, innovative activity, development of agroindustrial complex, state support.

 

 

Постановка проблемы. Реальный путь поступательного развития Украины - инновации. Научно-технический прогресс, признанный во всем мире как важнейший фактор экономического развития, все чаще связывается с понятием «инновационный процесс». Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику и предпринимательство. Он состоит в получении новшества и длится от зарождения идеи до ее коммерческой реализации. Нынешнее технологическое состояние экономики Украины не может рассчитывать на масштабный выход своей продукции на мировые рынки, если учитывать, что развитые страны не спешат создавать новых конкурентов.

Проблема развития инновационной деятельности в настоящее время очень актуальна. Украина может и должна реализовать свой потенциал, найти достойное место на мировом рынке. К сожалению, слабым звеном национальной экономики остается неспособность страны обеспечить существенное влияние науки и новых технологий на социально-экономическое развитие. С этой целью государство должно использовать такой действенный механизм влияния на обеспечение инновационной перестройки структуры экономики, как законодательное стимулирование инновационной деятельности на ее этапах и создание такой нормативно-правовой среды, которая способствовала бы развитию высокотехничных отраслей производства, стабилизации деятельности отдельных предприятий.

Анализ публикаций. Теоретическая база инновационного процесса рассматривалась в трудах выдающихся ученых: И. А. Шумпетера, М. Д. Кондратьева, М. И. Туган-Барановского.  Проблемами инновационного развития агропромышленного комплекса  в последнее время занимались  отечественные и зарубежные  ученые: Возняк Г.В., Иванишин В. В., Могильная Л. М. , Моргун А.В. , Крисанов Д. Р., Кузнецова  А. Я., Лаврук А.В., Левин Л., Онишенко С. В., Паєнко Т. В., Попов А. Ш., Смыкалова Л. Д., Туровец Д. Г., Швабий К. И, Шмаглий О.Б. и  многие  др. 

Однако многие вопросы по совершенствованию организационно-экономического механизма активизации инновационной деятельности до сих пор остаются не освещенными и требуют теоретического, методологического и практического уточнения.

Теоретическим основам экономического механизма инновационной деятельности агропромышленного комплекса и посвящена данная статья.

Инновационная деятельность АПК ограничена в области создания и освоения научно-технических разработок рыночными методами. Высокий риск для инвестиций аграрной деятельности обусловливают необходимость активной поддержки инновационных процессов со стороны государства.

Разумеется, государственное вмешательство не может и не должно быть всесторонним и замещать рыночные отношения. Государственную поддержку следует сконцентрировать на финансировании целевых инновационных программ, в опытно-производственных хозяйствах, где проводится проверка практического применения научно-технических разработок в конкретных условиях. Бюджетные средства целесообразно предоставлять также тем предприятиям, которые производят конкурентоспособную продукцию, пользующуюся устойчивым спросом.

Целью государственной инновационной политики АПК является создание условий для развития аграрной науки и аграрного образования, устойчивого экономического роста, обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, получения сырья и продовольствия, повышения качества жизни на селе.

В экономической литературе часто употребляется термин «экономический механизм» в заголовках разделов, в состав которых входят подразделения по экономической стратегии, издержкам производства, формированию цен, инновационной, инвестиционной, природоохранной деятельности и т.п. Однако само понятие «экономический механизм инновационной деятельности » требует уточнений [5]. Изучив различные подходы ученых-экономистов к определению понятия категории «экономический механизм инновационной деятельности», приходим к следующим выводам:

экономический механизм инновационной деятельности предприятия — один из основных элементов хозяйственного механизма предприятия, который включает:

• стратегическое управление инновациями, направленное на разработку мероприятий, программ, проектов достижения намеченных целей, исходя из потенциала НИОКР, производственного потенциала предприятий, внешних и внутренних факторов, потребностей потребителей в новшествах;

• планирование инноваций, включающая совокупность инструментов, правил, информации и процессов, направленных на достижение конечной цели;

• поддержку и стимулирование инновационной предпринимательской деятельности;

• систему финансирования инновационных процессов, которая включает различные источники финансовых ресурсов, принципы вложения средств, которые аккумулируются, механизм контроля  за использованием инвестиций, их возвратность и оценку эффективности инновационных проектов;

• налогообложение организаций, создающих и осваивающих новшества, страхование инновационных рисков;

• стратегический и тактический инновационный маркетинг, направленный на поддержку конкурентоспособности предприятия и освоение новых рынков сбыта;

• ценообразование на инновационную продукцию и услуги.

Важное значение в структуре экономического механизма инновационной деятельности занимают финансовые ресурсы и рациональная система финансирования. Элементами системы финансирования инновационной деятельности являются разнообразные источники. Основными источниками инвестиций в АПК могут выступать:

собственные финансовые средства предприятий (инвестиции из прибыли и из затрат производства);

средства государственного бюджета, бюджетов муниципальных образований;

средства специальных внебюджетных фондов;

кредиты (банков, государственные кредиты на возвратной основе);

средства лизингового фонда;

денежные средства финансовых структур (инвестиционных и страховых компаний и т.п.), свободные денежные средства населения;

иностранные инвестиции.

Кроме того государственная поддержка инновационной деятельности предприятий предполагает косвенные и прямые формы воздействия на предприятие. Косвенные методы (налоговое, амортизационное, кредитно-денежное, таможенное регулирование) являются более предпочтительными, так как приводят к меньшему искажению рыночного механизма.

Налоговая политика является одним из наиболее эффективных инструментов государственного стимулирования инновационного развития и включает в себя: ускоренную амортизацию; налоговые кредиты; налоговые льготы. Для предприятий,  производящих инновационную продукцию и осуществляющих вложения в научные исследования и опытно – конструкторские разработки (НИОКР),  необходимо снижать налоговую нагрузку, предоставлять возможность воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом. Данный кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором предприятию предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Необходимо создать финансовые условия реализации различных институциональных форм высокотехнологичных проектов в малых высокотехнологичных предприятиях (бизнес инкубаторах, агротехпарках, демонтрационно-консультационных площадках и др.) с учетом того, что срок становления малого инновационного предприятия составляет около трех лет. Следует расширить существующую практику начального финансирования инновационных проектов в форме субвенций в части финансовой поддержки продвижения новых продуктов к рынку в различных формах (бюджетных кредитов, частичной компенсации процентной ставки по кредитам, лизинга). При бюджетном финансировании таких инновационных проектов необходимым условием является долевое финансирование проекта из внебюджетных источников.

 Указанные формы реализации инновационных проектов при бюджетной поддержке должны заканчиваться введением на рынок новой высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. Они должны быть конкурсными, обладать высокой экономической эффективностью. Не позже, чем через три года, ежегодный прирост объема реализации продукции должен в несколько раз превосходить бюджетные вложения.

Условия и формы предоставления финансовой поддержки определяются Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, организациями поддержки и развития малого предпринимательства в АПК.

 Наряду с существующими механизмами господдержки в прогнозируемом  периоде необходимо отработать новые финансовые инструменты обеспечения инновационного развития АПК.

 Наиболее прогрессивным механизмом финансовой поддержки инновационной деятельности является фондовый механизм. Сущность его заключается в том, что отделения фондов реализуют материальную поддержку развития предприятий. При этом фондовые средства являются переходящими из года в год, что позволяет избавиться от ряда недостатков бюджетного распределения средств через систему казначейства. Также эти фонды выдают гранты в размере 3/4 от общей стоимости прикладных разработок и даже больше, если имеется вклад заинтересованных производственников и четко обозначены масштабы распространения будущей инновации. Во многих странах мира эти фондовые механизмы реализуются государственными и региональными фондами или платежными агентствами. Подобные фонды могут создавать союзы и ассоциации товаропроизводителей.

 При этом предусматривается наделение этого фонда следующими полномочиями:

- предоставление грантов на разработки, в финансировании которых принимают участие аграрии (на конкурсной основе);

- предоставление грантов заинтересованным лицам на повышение квалификации и переподготовку работников агропромышленного комплекса с полным или частичным (около 3/4 размеров затрат) покрытием расходов в рамках целевых программ,  развития конкретных направлений и отраслей агропромышленного производства (на конкурсной основе);

- финансирование проведения специализированных обучающих семинаров и иных мероприятий по распространению знаний о нововведениях в аграрном бизнесе (возможно в соответствие, как с целевыми программами, так и на конкурсной основе);

- субсидирование развития материальной базы и осуществления общественно значимой деятельности структур, осуществляющих трансфер инноваций (без конкурса);

- заказ, финансирование или субсидирование иных работ, связанных с инновационным развитием аграрного бизнеса.

Как показывает  опыт развитых стран, в условиях рыночной экономики  государство принимает самое непосредственное участие в организации инновационной деятельности. Во многих зарубежных странах достаточно длительное время существуют специальные государственные службы по освоению науки и техники в сельском хозяйстве под названием «Agricultural Extension Service». В США, к примеру, функционирует многоуровневая государственная система внедрения достижений науки в сельское хозяйство, предусматривающая распространение сельскохозяйственных знаний. Многолетний опыт США и ЕС по освоению инноваций весьма поучителен для развития отечественной экономики. Проведя его подробный и всесторонний анализ, можно сформулировать следующие основные принципы эффективного использования инноваций:

- заинтересованность со стороны государства в части внедрений инноваций, отбора достижений НТП, технологического прогресса в качестве ключевых и системообразующих факторов, влияющих на уровень развития промышленности;

- законодательно закрепленная экономическая и политическая поддержка инноваций со стороны правительства.

Как отмечают многие специалисты, внедрение передовых инноваций всеми участниками рынка рассматривается как один из действенных способов повышения конкурентоспособности отрасли, достижения и поддержания на должном уровне соответствующих экономических показателей. В результате освоения нововведений в АПК должно стать постепенное повышение производительности труда, и, как следствие, наращивание важнейших экономических показателей [2].

Управление инновационными процессами неразрывно связано с решением стратегических приоритетов. Стратегия нововведений направлена ​​на объединение научно-технической и инвестиционной политики, с помощью которой создаются новые продукты и технологии или они совершенствуются. Стратегическое управление инновациями имеет дело с процессами предвидения изменений в экономической ситуации и ориентировано на достижение будущих результатов непосредственно через создание и освоение инноваций [4].

Выводы. Изучив различные подходы ученых-экономистов  в определении категории «экономический механизм инновационной деятельности», считаем, что элементами экономического механизма инновационной деятельности являются: стратегическое управление инновациями, планирование, государственная поддержка инноваций, финансирование инновационных процессов, налогообложение инновационной деятельности и страхование рисков, ценообразование инновационной продукции.

Развитие инновационного процесса АПК определяется государственной поддержкой, поскольку аграрный сектор экономики рискованный и стратегически важный. Однако государственное вмешательство не может и не должно быть всесторонним и замещать рыночные отношения.

Государственную поддержку следует сконцентрировать на финансировании целевых инновационных программ, в опытно-производственных хозяйствах, где проводится проверка практического применения научно-технических разработок в конкретных условиях.

Бюджетные средства целесообразно предоставлять также тем предприятиям, которые производят конкурентоспособную продукцию, имеющую устойчивый спрос. Целью государственной инновационной политики в АПК является создание условий для развития аграрной науки и аграрного образования, устойчивого экономического роста, обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, повышения качества жизни на селе.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Возняк Г. В. Інноваційна діяльність промислових підприємств та способи її фінансування в Украінї : монографія / Г. В. Возняк , А. Я. Кузнецова  — К.: УБСНБУ, 2007. – 150 с.

2. Колегов М. Г. Факторы и условия производства органической продукции сельских хозяйства в Республике Коми / М. Г. Колегов, В. А. Иванов. — Сыктывкар:  2004. —177с.

3. Онішенко С. В. Фінансове забезпечення інноваційної діяльності : навч. посіб. для студентів ВНЗ / С. В. Онішенко , Т. В. Паєнко , К. І. Швабій . — К.: КНТ, 2008. — С. 117-119

4. Социально-экономические проблемы развития Северной деревни / В. А. Иванов, В. В. Терентьев, Л. А. Кузиванова  и  др. — Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2002. — 336 с.

5. Формирование системы государственно регулирования АПК северного региона / В. А. Иванов, В. В. Терентьев, А. А. Мустафаев и др. — Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2006. — 322 с.

Стаття надійшла до редакції 04.12.2012р.