EnglishНа русском

Ефективна економіка № 3, 2013

УДК 330.347

 

А. В. Анисимова,

к. э. н., доцент кафедры экономической статистики Донецкого национального университета, г. Донецк

 

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ

 

В статье рассмотрены основные проблемы научно-технического и инновационного развития во взаимосвязи. Выявлены факторы и условия функционирования механизма инновационного развития Украины. Выявлены основные показатели стимуляторы и дестимуляторы научно-технического и инновационного развития. Предложен подход к интегральной оценке научно-технического и инновационного развития на основе метода многомерной средней. Произведена оценка влияния научно-технического развития  на инновационное с помощью метода корреляционно-регрессионного анализа. Предложена матричная модель на основании индексов научно-технического и инновационного развития, которая позволяет определить позиции научно-технического и инновационного развития Украины, а также сформировать стратегии дальнейшего развития. Рассмотрены проблемы эффективности использования научно-технических знаний в производстве инновационной продукции. Представлены направления совершенствования государственного регулирования инновационного развития с учетом опережающих темпов роста финансирования базисных инноваций.

 

The paper describes the main problems of scientific-technical and innovation development in the relationship. The factors and conditions of the mechanism of innovation development of Ukraine are revealed. The basic indicators of stimulants and disincentives of scientific, technological and innovation development are defined. An approach to the integrated assessment of scientific and technological development and innovation on the basis of a multi-dimensional medium is proposed. The evaluation of the influence of technological development on innovation using the correlation and regression analysis is carried out. A matrix model based on the index of scientific, technological and innovation development, which allows determining the position of scientific, technological and innovation development of Ukraine, and to develop strategies for further development is implemented. The problems of efficient use of scientific and technical knowledge in the production of innovative products are researched. The directions for the improvement of state regulation of innovative development with the progressive rates of the financing of basic innovations are presented.

 

Ключевые слова: развитие, научно-техническое развитие, инновационное развитие, интегральная оценка, стратегия развития.

 

Keywords: development, scientific and technological development, innovation development, integrated estimation, development strategy.

 

 

Актуальность. В сложный для Украины период трансформации экономики особую важность приобретают задачи становления инновационной экономики и обеспечения научно-технического и  инновационного развития, в выполнении которого роль государства является ключевой. Государство должно обеспечивать переход к инновационной модели развития на основе использования различных средств стимулирования научно-технических и инновационных процессов на всех уровнях управления. В настоящее время в Украине отсутствует эффективный механизм внедрения в промышленное производство завершенных научно-технических разработок, выполненных на основе использования инновационных технологий. В целом, научно-технологическое развитие остается крайне неравномерным: высокий уровень достижений в одних сферах, обусловленный научными разработками и соответствующими технологиями прорывного характера, сосуществует с проблемными отраслями технологического отставания, что углубляет процесс деструктивных изменений. Отмеченное состояние регулярно фиксируются как отечественными статистическими исследованиями, так и мировыми рейтингами конкурентоспособности.

На сегодня научно-техническое и инновационное развитие промышленности возможно за счет государственной поддержки и эффективного использования продукции высокотехнологичного сектора. Для эффективного производства отечественной инновационной продукции возникает целый ряд требований к системе управления таким процессом на макро- и микроуровнях, необходимость обеспечения благоприятного инновационного климата в стране, ресурсное обеспечение научно-технической деятельности, контроль эффективности инновационной деятельности для обеспечения технологической конкурентоспособности промышленности на мировом рынке.

В связи с этим для Украины существует единственно возможный путь к инновационному развитию – наращивать и рационально использовать передовые разработки приоритетных видов промышленной деятельности.

Таким образом, функционирование комплексного механизма научно-технической и инновационной деятельности должно быть направлено на:

- улучшение инновационного климата в стране;

- повышение ресурсной обеспеченности и эффективности научно-технической деятельности;

- развитие инновационной инфраструктуры;

- рост эффективности инновационной деятельности.

Анализ исследований по проблеме. Вопросами методологии исследования научно-технической и инновационной деятельности занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как: Ильяшенко С.М.,  Кристенсен К.М., Кузык Б., Лепа Р., Лепейко Т., Семиноженко В., Яковец Ю., Федулова Л.И. и другие.

Несмотря на множество научных исследований в данной сфере, на данный момент не существует единого методического подхода к оценке научно-технического и инновационного развития, который отражает указанные процессы во взаимозависимости.

Следовательно, целью данной работы является интегральная количественная оценка  научно-технического и инновационного развития для определения направлений совершенствования государственного регулирования такого развития.

Изложение основного материала. В современных условиях для обеспечения инновационного развития экономики необходима  концентрация  ресурсов  государства на приоритетных направлениях  научно-технического  развития  производства,   повышения конкурентоспособности  отечественной   продукции  на  внутреннем и  внешнем  рынках.

Научно-техническое и инновационное развитие страны является сложным многоуровневым процессом, который зависит от множества факторов. Эффективность инновационного развития страны зависит от эффективности функционирования различных видов экономической деятельности, образования, науки, государственного управления, промышленности и других.

В связи с этим оценка научно-технического и инновационного развития требует применения методов интегральной оценки, в частности, многомерной средней. Для интегральной оценки научно-технического и инновационного развития Украины используется метод  многомерной средней, который позволяет осуществить интегральную оценку научно-технического и инновационного развития  предприятий, видов экономической деятельности, регионов Украины и  уровень инновационного развития экономики в динамике.  Метод реализуется с помощью выявления и нормирования по эталонным значениям стимуляторов и дестимуляторов исследуемых процессов.

Для оценки интегрального индекса научно-технического развития выбраны стимуляторы, то есть показатели, которые  оказывают положительное влияние на интегральный показатель: удельный вес затрат государственного бюджета на науку в ВВП, количество специалистов выполняющих научно-технические работы на 1000 человек, соотношение фундаментальных исследований, прикладных исследований, научно-технических разработок и услуг.  Данные показатели выбраны для расчета индекса научно-технического развития, т.к. удельный вес затрат государственного бюджета на науку в ВВП показывает уровень активности государства в функционировании  научно-технической деятельности страны.

Число специалистов выполняющих научно-технические работы на 1000 человек показывает, что для превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, в  настоящее время научные организации и учреждения не располагают достаточным числом  квалифицированных специалистов, способных обеспечить процесс передачи результатов научных исследований и разработок для их освоения в производстве и последующей коммерциализацией , и это во многом обусловливает слабое влияние научно-технической сферы на реальный сектор экономики. Соотношение фундаментальных исследований, прикладных исследований, научно-технических разработок и услуг  показывает пропорциональность или диспропорцию в соотношении данных видов работ.

В таблице 1 представлены основные показатели научно-технического и инновационного развития за 2005-2011 гг. в Украине, рассчитанные на основе официальных статистических данных [3].

 

Таблица 1. Показатели научно-технического и инновационного развития Украины за 2005-2011 гг.

Годы

Количество научных организаций выполняющих научные исследования и разработки, ед.

Число научных работников на 1000 чел

Затраты на выполнение научно-технических работ, млрд. грн.

Удельный вес затрат госбюджета на выполнение научно-технических работ, %

Удельный вес реализованной инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, %

Удельный вес предприятий, которые внедряют инновации в общей численности промышленных предприятий, %

2005

1510

2,2

4,4

0,38

6,5

11,9

2006

1452

2,1

5,2

0,37

6,7

11,2

2007

1404

2,1

6,1

0,39

6,7

14,2

2008

1378

2,0

8,0

0,41

5,9

13,0

2009

1340

2,0

7,8

0,37

3,9

12,8

2010

1303

1,9

9,0

0,34

3,8

13,8

2011

1255

1,8

10,3

0,35

3,8

16,2

 

Как видно из таблицы 1, наблюдается тенденция всех показателей научно-технического и инновационного развития, кроме незначительного увеличения затрат на научно-технические работы и удельного веса предприятий, которые внедряют инновации. В среднем ежегодно за период с 2005-2011 гг.  объем финансирования научно-технических работ в среднем ежегодно увеличивался на                 1,6 млрд. грн. или на 17,8 %. Удельный вес затрат госбюджета на выполнение научно-технических работ  за исследуемый период снизился на 0,03 п.п. и в 2011 г. составил 0,35 %.  Для гарантии  же научно-технической  безопасности страны значение показателя должно быть в границах  1,7-2 % [2, с. 32]. 

Значение указанного показателя в 2011 г. в 5 раз ниже предельно допустимого значения, что говорит о наличии технологической опасности для страны, которая связана с усилением зависимости от импорта новых технологий и готовой продукции высоких переделов.  В то же время научно-техническая, фундаментальная и прикладная деятельность в сфере науки и инноваций должны стать одними из приоритетных направлений финансирования в нашей стране, а удельный вес затрат госбюджета на выполнение научно-технических работ должен увеличиваться как в абсолютном выражении, так и в динамике, для уменьшения зависимости от внешнего притока знаний и  технологий.

Оценка подсистемы научно-технического развития подразумевает расчет интегрального индекса по методу многомерной средней:

 

                                             (1)

 

где ∑pij – сумма нормированных показателей;

 n – количество показателей.

Для оценки интегрального индекса инновационной развития выбраны стимуляторы: удельный вес предприятий, которые внедряют инновации в общей численности промышленных предприятий, отношения количества внедренных объектов промышленной собственности к зарегистрированным, удельный вес реализованной инновационной продукции  в общем объеме промышленной продукции.  Для интегральной оценки индекса инновационного развития выбраны именно эти показатели т.к. удельный вес предприятий, которые внедряют инновации в общей численности промышленных предприятий показывает уровень инновационности промышленности, т.е насколько разработки используются на практике. Отношение количества внедренных объектов промышленной собственности к зарегистрированным, говорит об эффективности внедрения  объектов промышленной собственности.  Удельный вес реализованной инновационной продукции  в общем объеме промышленной продукции как заключающий показатель  дает представление о  том,  насколько коммерциализирована инновационная продукция.  Аналогично индексу научно-технического развития рассчитывается и  индекс инновационного развития:

 

                                             (2)

 

где  ∑mij – сумма нормированных показателей;

 n – количество показателей.

Использование данного метода вызывает необходимость нормирования исходных показателей, при этом в качестве наиболее целесообразного выбран следующий метод нормирования. Для стимуляторов нормированные уровни рассчитываются следующим образом [4, с. 56]:

 

                                                    (3)

 

где  xmin- минимальный размер предельного значения;

xij- фактическое значение показателя в соответствующем году.

Для показателей установлены предельные минимальные  значения в соответствии с Методикой расчета уровня экономической безопасности Украины [2, с. 32], которые представлены в таблице 2. С учетом приведенных критериев в работе осуществлен расчет нормированных показателей.

 

Таблица 2. Предельные значения показателей для нормирования

Показатель

Пороговое значение

Удельный вес затрат государственного бюджета на науку в ВВП, %

Не менее 1,7 - 2 %

Число специалистов выполняющих научно-технические работы на 1000 человек, чел

Не менее  9

Соотношение  фундаментальных исследований, прикладных исследований, научно-технических разработок и услуг, %

15 : 25 : 60

Удельный вес предприятий, которые внедряют инновации в общей численности промышленных предприятий, %

Не менее  50

Отношение количества внедренных объектов промышленной собственности к зарегистрированным, %

Не менее  90

Удельный вес реализованной инновационной продукции  в общем объеме промышленной продукции, %

Не менее  5

 

Для расчета интегральных показателей научно-технического и инновационного развития рассчитанным  по формулам (1) и (2) использованы пороговые значения показателей, представленные в таблице 2. Полученные показатели по Украине в динамике представлены в таблице 3. Так видно, что индекс инновационного развития в период с 2005-2011гг. снизился на 23%, что свидетельствует о наличии факторов негативного влияния на инновационную  деятельность страны.

 

Таблица 3. Результаты интегральной оценки индексов научно-технической  и инновационной развития Украины

за 2005-2011 гг.

Годы

Индекс научно-технического развития І НТ

Индекс инновационного развития І И

2005

0,683

0,815

2006

0,710

0,811

2007

0,729

0,840

2008

0,736

0,789

2009

0,719

0,664

2010

0,714

0,630

2011

0,712

0,627

 

Индекс научно-технического развития за исследуемый период увеличился на 4,3 %, что говорит о том, что за 2005-2011 гг. показатели,  входящие в интегральный, приблизились  к своим эталонным значениям, что является положительной тенденцией для развития Украины.

Как видно из таблицы 3, в период с 2005-2007 гг. наблюдалась синхронная динамика  научно-технического и инновационного развития, но индекс инновационного развития был выше индекса научно-технического развития. Это связано с тем, что показатели, которые включает в себя интегральный индекс инновационного развития, в этот период были близки по значениям к эталонным значениям, а показатель удельный вес реализованной инновационной продукции  в общем объеме промышленной продукции превышал эталонное значение  5% по Украине.

В период с 2008-2009 гг. происходит кардинальное изменение в динамике показателей, так если в 2008 г. показатели находятся примерно на одном уровне, то уже в 2009 г. индекс инновационного  развития  снижается на фоне незначительного снижения  индекса научно-технического развития. Вероятно, что на снижение указанных индексов повлияли кризисные явления в экономике Украине, которые начались в 2008 г.  С 2009-2011гг. наблюдается превышение индекса научно-технического развития над индексом инновационного  развития, что говорит о превалировании потенциальных возможностей развития над их эффективной реализацией.

Логично предположить, что инновационное развитие зависит от научно-технического развития. Инновационную деятельность считают результатом  научно-технической, то есть  инновации превращаются в конкретный продукт для рынка в основном в промышленном производстве. Поэтому перспективы развития промышленного производства в современных экономических условиях не могут рассматриваться вне тесной связи с инновационной и научно-технической деятельностью предприятий, ибо это деятельность, являясь, основополагающим фактором развития, превращает просто производство продукта в конкурентоспособное производство.

Лишь реализация этого важного требования, предъявляемого к продукту производства, обеспечит на современном этапе жизнедеятельность и развитие экономических субъектов рынка, к которым относятся, прежде всего, промышленные предприятия. Отсюда все, что связано с инновационной  и научно-технической деятельностью предприятий приобретает в настоящее время принципиальное значение.

В данной работе гипотеза о наличии связи между научно-техническим и инновационным развитием была проверена с помощью корелляционно-регрессионного анализа. Так, получены следующие результаты по Украине: коэффициент корреляции равен 0,066, он показывает тесноту связи, которая по таблице Чеддока характеризуется как очень слабая и не тесная. Коэффициент детерминации равен 0,004 или 0,4 % , это говорит о том, что изменение инновационного развития на  0,4 %  обусловлено изменением научно-технического развития. Данная зависимость также является статистически незначимой (критерий Фишера-Снедекера F = 0,01).

Таким образом, на основе полученных данных можно говорить об отсутствии зависимости  между научно-техническим и инновационным развитием, т.е это основание говорить о разрыве науки с практической инновационной деятельностью, что является одним из главных противоречий инновационного развития Украины.

Предложенный метод расчета интегральных показателей  дает возможность сформировать матричную модель, которая позволяет отразить позицию региона, вида деятельности, страны во времени или по отношению к своим конкурентам.  Матричная модель,  построенная на основании индексов научно-технического и инновационного развития, позволить оценить состояние научно-технической и инновационной деятельности Украины с помощью  4 квадрантов, т. е стратегий развития для каждого из них:

1 квадрант (0,5<І НТ<1,  І И<0,5) – «Ученые», для него характерна стратегия высокого потенциала научно-технического развития. Наблюдается превалирование научно-технического развития над инновационным развитием, фундаментальных разработок, вузовской науки, высокое  число специалистов, работающих в науке, однако это не приводит к их развитию, остро ощущается потребность в обучении научных сотрудников, специалистов научных подразделений и руководителей научных организаций и учреждений основным положениям и принципам коммерциализации технологий.  В первую очередь это относится к авторам разработок - ученым и специалистам. Как правило, в ходе своей профессиональной подготовки они не получали таких знаний.

Просматривается склонность к переходу во 2 квадрант.

2 квадрант (0,5<І НТ<1, 0,5<І И<1) – «Успешное развитие», характерной является стратегия высокого потенциала, как научно-технического, так и инновационного развития. Характерна высокая степень развития научных разработок с дальнейшим применением  их на инновационно активных предприятиях, т.е эффективное развитие инновационной деятельности.

3 квадрант (І НТ<0,5, І И<0,5) – «Пассивные новаторы», к ним относятся регионы, где у предприятий отсутствуют стимулы к инновационному развитию, исходное ресурсное обеспечение используется неэффективно, государство не принимает участия в развитии. На этом фоне возможно внедрение псевдоинноваций, т.е  деятельности по частичному улучшению устаревшей техники (технологии), не дающей эффекта для общества и приносящей отрицательный эффект.

4 квадрант (І НТ<0,5, 0,5<І И<1) – «Новаторы», большую роль играют предприятия – новаторы, главная роль отдается внедрению инноваций, но их научно-техническая база недостаточно развита. Возможно, они работают по чужим наработкам, используют научно-технические ресурсы других предприятий и организаций. С позиции экономической эффективности такая ситуация более выгодна, чем 2 квадрант.

Все  6 лет,  за которые рассчитаны интегральные показатели научно-технического и инновационного развития  Украины, они находились во 2 квадранте, однако качественных преобразований в данной сфере не наблюдается, что может быть связано с изначально некорректными значениями пороговых значений показателей. Это обусловливает необходимость разработки новых эталонных значений для реального отображения изменения качества в динамике. Хотя 2 квадрант и является наиболее рациональным для успешного развития, но для Украины с ее ресурсами и факторами производства, приоритетнее позиция в 4 квадранте, что требует перехода со 2 в 4 квадрант, т. Е  от «Успешного развития» в «Новаторы».

Украина принадлежит к 8 странам мира, которые имеют необходимый научно-технологический потенциал для создания современной техники, имеет достаточную часть занятых в высоко- и среднетехнических отраслях промышленности, сопоставимую со странами ЕЭС.  Согласно с Мировым отчетом о конкурентоспособности по индексу развития технологий Украина в 2011 г. находилась на 72 месте, информационно-коммуникационных технологий – на 67, а возрастанию конкурентоспособности на 77 из 80 возможных.

Все вышесказанное говорит о необходимости государственного регулирования и контроля за движением научных знаний и разработок. Приоритетной в регулировании должна стать система материального стимулирования и поддержки разработчиков инновационного продукта. В настоящее время большую часть прибыли получают предприятия массового производства новой продукции, а разработчикам выделяется незначительная часть средств, недостаточная для продолжения научно-технических исследований, улучшения существующей и создания  принципиально новой продукции.

Естественным результатом таких диспропорций в обеспечении разработок является преимущественное создание улучшающих инноваций. Создание базисных инноваций, принципиально нового продукта является весьма трудоемким процессом и требует больших финансовых затрат и  затрат времени, следовательно, не получает должной поддержки со стороны государства для своего развития.

Выводы. Таким образом, в условиях современной дезорганизации в инновационном секторе государство должно взять на себя интегрирующую роль для преодоления деструктивных процессов неэффективного использования научно-технических знаний и разработок в процессе создания инноваций. Серьезной проблемой является также нехватка государственного финансирования научно-исследовательских разработок, что препятствует их развитию и распространению.

В настоящий момент перед Украиной стоит важнейшая проблема выбора стратегии развития – либо существующая сейчас сырьевая экспортоориентированнная, либо инновационная. Если правительство декларирует курс на инновационное развитие, то уже сейчас необходимо преодолеть противоречие в распределении ресурсов по сферам промышленности и науки. Освоение пятого и переход к шестому технологическому укладу трактуют необходимость значительных финансовых вливаний в сферы ядра укладов. Для пятого уклада – это микроэлектроника, биотехнологии, генная инженерия, информатика, освоение космического пространства, новых видов связи и т.д. Ядром шестого уклада предположительно станут нанотехнологии, водородная энергетика, информационные технологии и т.п.

Следовательно, крайне незначительное финансирование указанных направлений и преимущественное инвестирование добывающих отраслей промышленности не может привести не только к инновационному, но и к какому-либо развитию страны. Кроме этого, как показывает международная практика, для интенсивного научно-технического развития темпы роста инвестиций в высокотехнологичный сектор должны превышать темпы роста ВВП. Это связано с необходимостью постоянного финансирования базисных инноваций, результат применения которых невозможно получить за один год. По этой причине превышение темпов роста инвестиций по сравнению с темпами роста ВВП должно обеспечить необходимую финансовую поддержку базисных инноваций.

Анализ факторов влияния на осуществление инноваций показал, что главным дестабилизирующими факторами являются политическо-правовые  и экономические. Для перехода экономики Украины на инновационный путь развития необходимо соответствующее законодательное и нормативно-правовое обеспечение.  Таким образом, утверждение инновационной модели развития национальной экономики обеспечит ее конкурентоспособность и выход на траекторию устойчивого развития.

 

Литература:

1. Концепція загальнодержавної цільової програми розвитку промисловості України на період до 2017 року [Електронний ресурс]. – Режим доступу: <http:www.industry.gov.ua/>

2. Методичні рекомендації щодо оцінки рівня економічної безпеки України /За ред.  академіка НАН України С.І. Пирожкова. – К., НІПМБ, 2003. – 42 с.

3. Сайт державного комітету статистики України. [Електронний ресурс]. – Режим доступу:<http://ukrstat.gov.ua >

4. Шамилева Л.Л. Статистическое моделирование и прогнозирование: курс лекций. Учебное пособие / Л.Л. Шамилева. – Донецк: Каштан, 2008. – 310 с.

 Стаття надійшла до редакції 14.03.2013 р.