EnglishНа русском

Ефективна економіка № 4, 2013

УДК 338.2:639.2/3

 

О. В. Демчук,

к. э. н., доцент, заведующий кафедрой «Экономика предприятия»,

Керченский государственный морской технологический университет

 

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ УКРАИНЫ

 

O. V. Demchuk,

Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor,

Head of the Department "Economics of Enterprise" Kerch State Marine Technical University

 

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE STATE PROGRAM FOR EFFICIENT MANAGEMENT OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF THE FISHING INDUSTRY OF UKRAINE

 

Процессы инновационного развития в современном обществе требуют качественно нового научного подхода и в развитии рыбного хозяйства Украины. Рыбное хозяйство является составной частью национальной экономики Украины. Своеобразие рыбного хозяйства определяется, прежде всего, той ролью, которую оно выполняет в национальной экономике. На современном этапе основной ролью рыбного хозяйства выступает обеспечение продовольственной безопасности населения Украины. К сожалению, переход к рыночный экономики в Украине отрицательно сказался на рыбной отрасли. В процессе перехода были потеряны мировые районы промысла, где Украина вела активный промысел рыбы и морепродуктов, перестал обновляться флот, из-за отсутствия свободных денежных средств, значительно сократилась продуктивность внутренних водоемов.

 

Innovative development in modern society require a qualitatively new scientific approach in fisheries development in Ukraine. Fish farming is an integral part of the economy of Ukraine. The originality of Fisheries determined, above all, the role that it performs in the national economy. At the present stage, the main role of fisheries to food security stands in the Ukraine. Unfortunately, the transition to a market economy in Ukraine had a negative impact on the fishing industry. In the transition lost world fishing areas where Ukraine led an active fishing and seafood, no longer update the fleet, due to lack of funds, significantly decreased the productivity of inland waters.

 

Ключевые слова: государственная программа, рыбное хозяйство, флот, продовольственная безопасность, управление финансово-хозяйственной деятельностью, бюджетное финансирование, мониторинг, контроль.

 

Keywords: state program, fisheries, marine, food security, financial and business activities, government funding, monitoring and control.

 

 

Постановка проблемы. Рыбная отрасль расширяет хозяйственную структуру того или иного экономического района и стимулирует рост местных производительных сил, способствует комплексному развитию всего национального хозяйства страны в целом. Под влиянием рыбной отрасли в значительной мере находятся отраслевая структура АР Крым, а так же Одесской, Херсонской, Николаевской, Запорожской, Донецкой, Черкасской и Киевской областей. К сожалению, ежегодно отслеживается тенденция уменьшения объема потребления рыбной продукции населением Украины, что является следствием спада вылова рыбы и производства рыбной продукции, износа основных фондов и недостаточного финансового обеспечения рыбной отрасли. Без государственной поддержки рыбное хозяйство Украины на современном этапе не способно преодолеть кризисное положение.

Анализ исследований и публикации. Вопросами изучения управления и государственной поддержки на разных уровнях занимался широкий круг ученых, среди которых: Р. Грегори, Дж. Гринвуд, – в ряду зарубежных исследователей, а также Глазунова Н. И., Сибикеев К. В., Наумов Ю. С., и другие отечественные ученые и практики управленческой науки. Однако вопросам государственной поддержки рыбного хозяйства не было уделено должного внимания.

Цель статьи. Целью статьи является определение проблем связанных с разработкой и внедрением программы эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью рыбной отрасли Украины в тождественной экономической ситуации.

Изложение основного материала. Необходимо отметить, что предприятия рыбного хозяйства осуществляют свое функционирование во всех 24 областях Украины и АР Крым [1].

Управление рыбным хозяйством осуществляется по отраслевому принципу с учетом территориального и межотраслевого руководства. Оно направлено на координацию и дальнейшее развитие производительных сил общества и государства, повышение эффективности труда, снижение себестоимости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке, защиту и наполнение рынка отечественными товарами [3].

Для реализации государственной политики в сфере продовольственной безопасности в рыбной отрасли требуется концентрация усилий по следующим направлениям [5]:

- расширение и более интенсивное использование потенциала водных биоресурсов и новых технологий их индустриального выращивания;

- создание новых технологий глубокой и комплексной переработки водных биоресурсов, методов хранения и транспортировки рыбной продукции;

- развитие научного потенциала рыбного хозяйства, поддержка новых научных направлений;

- совершенствование механизмов регулирования рынка рыбной продукции в части устранения условных диспропорций на рынке рыбной продукции и материально-технических ресурсов;

- повышение эффективности государственной поддержки, уделяя особое внимание созданию условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей;

- оперативное применение мер таможенно-тарифного регулирования для целей рационализации соотношения экспорта и импорта рыбной продукции;

- активное использование защитных мер при растущем импорте рыбной продукции, а также в случаях демпинга и применения в зарубежных странах субсидий при их экспорте;

- эффективная работа системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с учетом международных правил и стандартов;

- поэтапное снижение зависимости отечественного рыбного хозяйства от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов.

Оптимальным вариантом развития и активизации финансово-хозяйственной деятельности рыбной отрасли является эффективное управление отдельными элементами системы финансово-хозяйственной деятельности, формирующей необходимый уровень ресурсов, достаточный для реализации стратегии управления финансово-хозяйственной деятельностью рыбной отрасли.

Цель данной программы заключается в оптимизации финансово-хозяйственной деятельности рыбной отрасли как системы финансового обеспечения.

Основные задачи программы [4]:

- законодательное урегулирование отдельных индикаторов системы финансового обеспечения с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности рыбной отрасли;

- организация региональных и местных стратегий развития финансовой устойчивости рыбной отрасли;

- повышение уровня ресурсного обеспечения;

- повышение качества продукции переработки;

- создание структуры, обеспечивающей повышение качества и количества юридических и консалтинговых услуг рыбной отрасли.

Приоритеты программы:

- использование вариативных и корректирующих модулей для эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью рыбной отрасли;

- совершенствование взаимодействия отдельных элементов системы (блоковых подсистем управления ликвидностью, рентабельностью, финансовой устойчивостью);

- оптимизация производства и технологий с целью увеличения объемов производства и качества производимой продукции.

Для активизации управления финансово-хозяйственной деятельностью необходимо обеспечение целостной, комплексной, систематической поддержки с соблюдением соответствия существующим нормативно-правовым актам, а также действенным направлениям государственной поддержки рыбной отрасли.

Реализация программы государственной поддержки может дать следующие отдельные результаты:

- повышение инвестиционной привлекательности рыбной отрасли путем создания законодательного регулирования эффективной финансово-хозяйственной деятельности как системы оперативного модульного управления;

- эффективное стратегическое развитие рыбных хозяйств;

- увеличение вылова рыбы, переработки рыбной продукции как необходимого условия поддержания продовольственной безопасности;

- повышение качества и конкурентоспособности рыбной продукции.

Минимальную потребность в бюджетном финансировании совокупного измерения поддержки можно определить через установленный принятым Соглашением стран-членов ВТО порог  de minus по формуле:

 

(1)

 

где    Cun – совокупное измерение поддержки;

         Bn – объем валовой продукции рыбной отрасли;

         deminus – установленный ВТО порог совокупного измерения поддержки для развитых стран на уровне 5 % ВВП.

В нашей ситуации минимальная потребность в бюджетном финансировании должна учитывать пороговые значения индикаторов блоковых подсистем, таких как ликвидность, финансовая устойчивость, рентабельность. Значение нижедостаточного уровня данных показателей, рассматриваемых как необходимых источников финансирования даст необходимое значение инвестиционного задела.

Такой объем финансирования будет способствовать эффективному развитию рыбной отрасли, активизации инновационных процессов в нем, и достижению одного из основных приоритетов продовольственной безопасности – вылове и переработке рыбы.

При имеющемся объеме ресурсного обеспечения для достижения среднеевропейского уровня необходимо: модернизировать оборудование, предназначенное как для вылова рыбы, так и для переработки рыбной продукции, расширить ассортимент продукции рыбной переработки, расширить рынки сбыта. Однако, учитывая современные темпы развития экономики Украины в целом и рыбной отрасли в частности, достижение среднеевропейского уровня ресурсного обеспечения данной сферы представляется маловероятным.

Объем бюджетного финансирования ресурсного обеспечения можно определить по формуле:

 

Об = [(n1Ц1+n2Ц2+n3Ц3+nmЦm)ПКв]/100

(2)

 

где          Об – объем потребности в бюджетном финансировании ресурсного обеспечения;

                n1,n2,n3,nm – норматив конкретного технологического ресурса программы на единицу используемого оборудования;

                Ц123m – отпускная цена единицы ресурса;

                П – показатель объема программы;

                Кв – процент возмещения ресурса за счет средств государственного бюджета.

С целью обновления основных средств рыбной отрасли, а также повышения уровня ресурсного обеспечения необходимо увеличение объема государственного финансирования при проведении модернизации оборудования до   40 % от стоимости покупки из государственного бюджета и до 10  % из местного бюджета.

Основными задачами мониторинга программы являются: контроль за использованием бюджетных средств; контроль целевого использования бюджетных средств, предусмотренных программой; контроль эффективности используемых бюджетных средств на мероприятия, предусмотренные программой; контроль роста объемов инвестиционных ресурсов, поступающих в рыбную отрасль для осуществления инвестиционной деятельности в результате реализации программы; контроль за степенью активизации процессов финансово-хозяйственной деятельности в результате реализации программы; изучение тенденций развития инвестиционной деятельности в рыбной отрасли.

Двойной эффект (для рыбной отрасли и для государства в целом) демонстрирует привлекательность и необходимость реализации Программы для улучшения экономической ситуации в стране и повышения ее финансовой устойчивости (см. рис. 1.).

 

Рис. 1. Декомпозиция экономического эффекта реализации

Проекта Государственной Программы активизации финансово-хозяйственной деятельности рыбной отрасли до 2015-2020 гг.

 

Реализация представленного проекта Государственной Программы позволит активизировать финансово-хозяйственную деятельность рыбной отрасли, что будет иметь положительное влияние не только на рыбную отрасль, но и целом на государство. Т.е., воздействуя на отдельные элементы организации рыбной отрасли, возможно решение круга глобальных задач и продовольственной безопасности и социально-экономического развития.

Выводы и предложения. Таким образом, при разработке государственных программ поддержки рыбной отрасли учитывается реальная потребность в финансировании конкретных мероприятий, направленных на решение важных государственных проблем, на основании эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью и в соответствии с возможностями государственного бюджета.

Практическое применение представленного Проекта Государственной Программы позволит оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность рыбной отрасли, что даст возможность поиска внутренних источников финансового обеспечения, увеличения объемов инвестиционных ресурсов. Повышение уровня ресурсного обеспечения рыбной отрасли позволит повысить инвестиционную привлекательность данной сферы и привлечь дополнительные вложения как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Эффективная реализация Программы в комплексе с созданием механизма эффективного поиска внутренних источников финансирования будет способствовать реализации стратегии развития управления финансово-хозяйственной деятельности рыбной отрасли, а также будет оказывать положительное влияние на инвестиционные процессы рыбной отрасли.

Благодаря этому могут быть достигнуты следующие направления развития: повысится уровень государственной поддержки путем увеличения объема финансирования рыбной отрасли; увеличится объем внутреннего финансирования за счет оптимизации финансово-хозяйственной деятельности; увеличится объем собственных средств предприятий, которые они могли бы направить на осуществление финансово-хозяйственной деятельности и реализацию инвестиционных проектов; повысится инвестиционная привлекательность рыбной отрасли, что позволит привлечь дополнительный объем инвестиций, как от отечественных, так и от иностранных инвесторов.

В целом эти направления будут способствовать достижению основного приоритета развития рыбной отрасли, отвечающей современным европейским стандартам.

 

Литература:

 

1. Рыбная отрасль Украины: состояние и перспективы [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://edab2b.com/opinions/rybnaya-otrasl-ukrainy/.

2. Войтоловский Г.К. География морских путей и рыбной промышленности / Г.В. Войтоловский. – М.: Пищевая промышленность, 2004. – 352 с.

3. Киндерзерський Ю.В. Промисловий потенціал України: проблеми та перспективи структурно – інформаційних трансформацій / /Відп. ред. Ю. В. Кіндзерський.// — К.: Ін-т економіки та прогнозування НАН України, 2007. — 408 с.

4. http://fish.cv.ua.

5. http://www.fishindustry.net.

Стаття надійшла до редакції 08.04.2013 р.