EnglishНа русском

Ефективна економіка № 5, 2010

Перспективы сертификации пляжного рекреационного хозяйства Украины по международной системе «Голубой флаг»

УДК 350.15. (432.343)+338.24

 

Е. В. Степанова,

к. э. н.,  Международный гуманитарный университет (г. Одесса)

 

И. В. Гайворонская,

аспирантка, Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований (г. Одеса)

 

 

СЕРТИФИКАЦИЯ ПЛЯЖНОГО РЕКРЕАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА ОДЕССКОГО РЕГИОНА ПО СИСТЕМЕ «BLUE FLAG» КАК ФАКТОР ЭКОЛОГИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 

В статье рассматриваются вопросы необходимости совершенствования системы экологической сертификации рекреационных ресурсов. Рассматривается перспектива сертификации пляжного рекреационного хозяйства Одесского региона по международной системе «Blue Flag» (Голубой флаг).

 

In this article we discussed the issues of improvement of the system of ecological certification of recreational resources. The perspectives of certification of Odessa beaches on the «Blue Flag» system are considered.

 

Ключевые слова: Экологизация социально-экономического развития, добровольная экологическая сертификация, сертификат «Blue Flag».

 

 

 

Введение:

В настоящее время возможность интеграции Украины в мировое экономическое пространство не представляется реальной без экологизации социально-экономического развития страны. В системе современных приоритетов включения Украины в систему международного разделения труда особое место уделяется развитию туризма и рекреации, в том числе пляжной. Освоение, использование и охрана рекреационных ресурсов в Украине определяется национальной экологической политикой. Правовую базу для регулирования рекреационного природопользования формируют ряд национальных экологических законов, общегосударственных и региональных постановлений, положений и инструкций.

Сложивший механизм регулирования природопользования не может считаться эффективным и обеспечить высокую степень охраны природных ресурсов, в том числе в сфере рекреационного хозяйства. По нашему мнению, учитывая международною практику, эффективным представляется развитие системы рыночных инструментов регулирования, включая, в особенности, порядок добровольной экологической сертификации.

В настоящее время вопросам экологической сертификации и формированию основ экологической политики посвящено много работ ведущих украинских ученых и специалистов. В работах Балацкого О. Ф. , Быстрякова И. К., Буркинского Б. В., Галушкиной Т. П., Гордийчук Е. Г., Купинца Л. Е. Мельника Л. Г., Мишенина Е. В. , Саталкина Ю. М., Скрипчук П. М., Степанова В. Н., Харичкоа С. К., Хвесика М. А., Шевчук В. Я. и др. неоднократно подчеркивалось значение экологической сертификации для экологизации социально-экономического развития, включая развитие экологического менеджмента, маркетинга, аудита, стандартов ресурсов и территорий.

По нашему мнению, дополнительной проработки требует освещение вопросов добровольной экологической сертификации рекреационных ресурсов с применением наилучших доступных методов мировой практики.

 

Постановка задачи:

Целью данной работы является обоснование объективной необходимости внедрения и применения системы добровольной экологической сертификации в сфере рекреационного природопользования. Ставится задача рассмотреть организационные аспекты международной программы «Blue flag» (Голубой флаг) и перспективы развития системы добровольной экологической сертификации пляжного рекреационного хозяйства Одессы по данной системе. Также обосновывается неоходимость обеспечения государственной поддержки и стимулирования суъектов предпринимательской деятельности, организаций, которые проявляют заинтересованность в проведении добровольной экологической сертификации пляжей Одессы.

 

Результаты исследований:

В настоящее время экологическая сертификация в Украине должна рассматриваться, прежде всего, в контексте укрепления сотрудничества Украины и ЕС и устойчивого экономико-экологического и социального развития. Тенденции развития экологической политики европейских стран в конце 20 - начале 21 веков свидетельствуют об экоэволюции взглядов касательно окружающей природной среды как основы социально-экономического развития.

Для большинства стран Европы отправным пунктом на пути становления национальной экологической политики стала Стокгольмская конференция ООН по окружающей природной среде 1972 г. Среди ключевых элементов формирования нормативной базы в Европе можно отнести директивы, а также экологические планы действий ЕС, первый из которых был принят в 1973 г.

Постепенно накопленный опыт в реализации экологической политики показал, что для достижения целей устойчивого развития в экологическое регулирование необходимо вводить элементы экономических механизмов экологической политики. В 1992 г. на основе Директивы 92/880/ЕС «Об экологических знаках», британского стандарта BS 7750 «Система экологического управления», международных стандартов ISO/ТС207 «Управление окружающей природной средой» в мире стартовала система экологической сертификации [1,2].

Интеграция Украины в мировую экономику, вступление в единый рынок выдвигает перед Украиной жесткие требования касательно качества предоставляемых услуг и безопасности не только производимой продукции, но и состояния окружающей природной среды. В настоящее время в Украине уже сложился определенный нормативный базис для формирования системы экологической сертификации. Приняты законы Украины: от 17.05.2001 «О подтверждении соответствия», от 17.05.2001 «Об аккредитации органов по оценке соответствия», от 24.06.2004 «Об экологическом аудите», от 01.12.2005 «О стандартизации». Нормативно-методическая база охватывает экологические стандарты и нормативные документы Минприроды, которые устанавливают экологические нормы. На национальном уровне приняты несколько основополагающих стандартов серии ISO 14000 «Системы экологического управления». Также стимулирование предпринимателей к внедрению системы экологического менеджмента определено как одно из основных заданий Концепции национальной экологической политики Украины на период до 2020 г [3,4].

Вместе с тем добровольная экологическая сертификация в Украине , в том числе применительно рекреационного природопользования, остается новым и пока еще недостаточно используемым регуляторным механизмом. Касательно рекреационного природопользования экономический механизм регулирования в Украине состоит из следующих групп инструментов: налоговая система платежей, финансовая система и система компенсации и штрафов за нарушение экологического законодательства [4]. Необходимо отметить, что в ЕС преимущество имеет добровольная сертификация. В связи с этим хотелось бы рассмотреть мировой опыт в использовании добровольной экологической сертификации в сфере пляжного рекреационного хозяйства и возможность его в Одесском регионе.

Blue Flag (Голубой флаг) – это экологический сертификат, который предоставляется морским (реже озерным) пляжам и яхтклубам, соответствующим определенным критериям. Основоположником программы является независимый неприбыльный Фонд экологического образования (ФЭО), который в дальнейшем был преобразован Фонд экологического образования Европы (ФЭОЕ).

Даная программа начала свое действие во Франции в 1985 году, где были сертифицированы ряд пляжей на основе ряда критериев, в первую очередь удовлетворяющим требованиям качества морской воды. В 1987 году в рамках проведения Европейского года охраны окружающей среды ФЭОЕ была представлена концепция Голубого флага, которая успешно стартовала как одно из мероприятий Европейского сообщества.

Начиная с 1987 году количество пляжей, сертифицированных по системе «Голубой флаг», резко увеличилось, и вместе с тем происходило ужесточение критериев получения сертификата. С 1992 году за основу была взята Директива Европейского парламента и Совета относительно управления качеством воды для купания 76/160/ЕЭС, которая была впоследствии отменена Директивой 2006/7/EC. С этого же года произошла унификация правил и критериев для всех участвующих стран.

С 2001 года ФЭО становится всемирной организацией, которая яктивно сотрудничает с ЮНЕП и Всемирной туристской организацией по вопросам распространения программы за пределы Европы. До настоящего времени более 3450 пляжей и яхтклубов в 41 стране Европы, Южной Африки, Марокко, Туниса, Новой Зеландии, Бразилии, Канады и Карибского бассейна сертифицированы по данной системе [5].

Украина, Иордания, острова Аруба, Сент-Маартен и Теркс и Кайкос находятся в настоящее время в пилотной стадии выполнения. Тринидад и Тобаго и Объединены Арабские Эмираты начали выполнение программы.

Как уже упоминалось, ФЭО старался унифировать критерии в пределах региона. Однако очевидно, что различные природно-географические характеристики регионов потребовали разработки системы индивидуального подхода. С 2006 года согласно международным правилам критерии соответствия требованиям сертификата имеют отличительные особенности в зависимости от расположения региона.

В общем критерии соответствия включают 32 пункта и могут быть разделены на 4 блока: экологическое образование и доступ к экологической информации, качество морской воды, экологический менеджмент и безопасность и обслуживание [6] (таблица 1.).

 

Таблица 1. Критерии получения сертификата по системе «Голубой флаг»

Критерии соответствия

Необходимый комплекс мер по достижению

Экологическое образование и доступ к экологической информации

·            Диспозиция информации о голубом флаге на пляже;

·            Проведение мероприятий по экологическому образованию;

·            Наличие информации о качестве морской воды;

·            Наличие информации о состоянии локальной экосистемы пляжа;

·            Наличие информации об инфраструктуре пляжа;

·            Наличие информации о правилах поведения на пляже и прилежащей территории

Качество морской воды

·            Соответствие морской воды санитарно-эпидемиологическим нормам;

·            Соответствие частоты забора воды и методологии проведения анализа предъявляемым требованиям;

·            Не допускаются сбросы промышленных и сточных вод в непосредственной близости от пляжа;

·            Пляж должен удовлетворять требованиям «Голубого флага» по микробиологическим параметрам: концентрация бактерий Е. Coli и стрептококков не должна превышать установленный уровень;

·            Соответствие критерием по физико-химическим параметрам

Экологический менеджмент

·            Организация комитета по управлению пляжем местными властями/пляжными операторами;

·            Соблюдение правил местными властями/пляжными операторами правил и требования ведения бизнеса на пляжных территориях;

·            Соблюдение критериев чистоты;

·            Водоросли, мусор должны убираться с пляжа

·            Наличие в достаточном количестве урн и контейнеров для сбора мусора и их своевременная очистка;

·            Наличие специальных контейнеров для сбора отходов с последующей реутилизацией;

·            Наличие санитарных узлов и комнат отдыха и поддержка их в соответствующем санитарном состоянии;

·            Контроль за системой канализации пляжей;

·            Запрет на несанкционированное размещение палаток, въезд автотранспорта и выброс мусора;

·            Необходимо создание системы жесткого контроля входа с собаками и другими домашними животными

·            Поддержание в надлежащем состоянии зданий и сооружений пляжа;

·            Мониторинг коралловых рифов (для регионов, где имеются);

·            Удобный подъезд к пляжу городским транспортом

Безопасность и обслуживание

·            Наличие в необходимом количестве средств спасения на воде;

·            Наличие средств оказания первой медицинской помощи;

·            Наличие разработанных планов срочного реагирования в случае загрязнения;

·            Применение системы интегрированного управления природопользованием пляжа, направленной на предотвращение конфликтов интересов между различными хозяйствующими субъектами;

·            Формирование системы безопасности для рекреантов;

·            Обеспеченность питьевой водой;

·            Как минимум один пляж системы «Голубой флаг» в городе должен быть доступным и быть оборудованным специальной инфраструктурой для инвалидов

 

По аналогичному принципу формируются и критерии для яхткубов. Необходимо отметить, что так называемый малый индивидуальный «Голубой флаг» могут также получить и владельцы судов и яхт, которые согласятся с выполнением ряда природоохранных критериев.

Заявку на участие в программе от имени пляжа подает муниципалитет, а для яхткубов – владельцы. Авторитетное международное жюри в составе UNEP (United Nations Environment Programme), UNWTO (United Nations World Tourism Organization), ILS (International Lifesaving Federation), ICOMIA (International Council of Marine Industry Association),IUCN (The World Conservation Union), EUCC (European Union for Coastal Conservation), EEA (European Environmental Agency), Education Expert выносит вердикт. Важным моментом является тот факт, что если критерии нарушаются в течение сезона, право на голубой флаг может быть отозвано.

Как уже упоминалось, в настоящее время в Украине реализуется пилотная стадия проекта. Два пляжа в Ялте - «Ялта-Интурист» и Массандровский пляж и два пляжа в Евпатории - пляжи Евпаторийского межрегионального реабилитационного центра и пансионата «Северный» уже прошли стадию кандидатов на участие в программе «Голубой флаг» и получили сертификаты в мае 2010 г. В г. Ильичевск в конце 2009 года была утверждена система мер по приведению городского пляжа в соответствие с критериями сертификата качества по системе «Голубой флаг». В настоящее время идут активные переговоры с представителями Фонда по экологическому образованию. Очевидно, что это открывает новые возможности в туристической сфере и является весомым факторов в привлечении зарубежных туристов.

В связи с этим хотелось бы рассмотреть перспективы развития программы добровольной экологической сертификации по системе «Голубой флаг» и в Одесском регионе, где пляжная рекреация занимает особое место в системе современных социально-экономических приоритетов развития. В Одессе насчитывается 31 пляж, наиболее известные из которых «Лузановка», «Ланжерон», «Отрада», «Дельфин», «Аркадия», «Золотой берег», «Черноморка» и др.

Общая длина береговой линии Одессы составляет 30 км. Площадь пляжей Одессы от Черноморки до Санжейки составляет 42,65 га, протяженностью около 20 км. Сам город располагается на плато высотой 30-40 м, круто обрывающемся к морю. Высокий берег на отдельных участках, достигающий 70 м и более, формирует особый микроклимат на пляжах Одессы и значительно продлевает срок рекреации. В зоне Одессы пляжи различаются по составу пляжного материала на песчаные, щебневые, железобетонные площадки берегоукрепительных сооружений и смешанного типа, а также по функциональному назначению: общественные, лечебно-оздоровительные, служебные и не оборудованные [7].

Сегодня около 10 га пляжей Одессы находятся в аренде у предпринимателей. Прибрежные коммунальные предприятия предоставляют отдыхающим платные услуги на основе тарифов, утвержденных решениями Исполкома Одесского Городского Совета. Аренда искусственных песчаных пляжей осуществляется без закрепления водных участков за отдельными лицами. Общее водопользование осуществляется гражданами бесплатно и без предоставления специального разрешения. Площадь для предоставления дополнительного платного оборудования на пляжах не должна превышать 30% пляжной территории.

Кроме пляжей общего пользование предусмотрено предоставление в аренду участков пляжей, на которых предоставляются платные VIP услуги. Эта обособленная территория занимает, согласно действующему законодательству, не более 10% площади пляжа.

Как уже упоминалось, для сертификации пляжного хозяйства по системе «Голубой флаг» необходимо соответствие определенным критериям, среди которых особое место занимают качество морской воды и чистота территории пляжа, которые и составляют основные проблемы одесской пляжной зоны.

Согласно регулярным отчетам по мониторингу состояния Черного моря, показаниям санитарно-эпидемиологической службы Бассейна Черного моря основными загрязняющими веществами морской среды являются взвешенные вещества, фенолы, нитраты, нитриты, железо, свободный хлор. Огромный вред приносит попадающие в Черное море со стоками бытовых и промышленных вод соединения азота и фосфора, которые вызывают чрезмерный рост биомассы – эфтрофикацию.

Одним из основных компонентов, загрязняющих морскую среду, остаются нефтепродукты. Постоянное содержание нефтепродуктов в морской воде связано с попаданием их в окружающую среду в результате промышленной деятельности предприятий, портов, потерями во время бункеровочных операций, выносом в море с речными водами и сточными водами коммунально-муниципальных сетей.

Значительный ущерб пляжной рекреации приносит микробное загрязнение прибрежной зоны в результате сброса в море необеззараженных сточных вод. Наличие в воде патогенных и условно-патогенных микроорганизмов и вирусов в случае превышения нормы их содержании становится опасными для жизнедеятельности человека.

Определённые проблемы существуют и в области удаления твёрдых бытовых отходов (ТБО) с рекреационной зоны Одессы. В Одессе ежегодно образуется порядка 1,5 млн. куб. м ТБО, удаление которых осуществляется главным образом на две городские свалки. При открытии этих свалок около 30 лет тому назад изначально не был выполнен комплекс проектно-строительных работ по созданию в этих карьерах нормативных условий для размещения ТБО. Данные свалки переполнены, но продолжают функционировать в связи с отсутствием резервных мест для складирования отходов. Очень часто значительные скопления твердых бытовых отходов наблюдаются в пляжной зоне.

В настоящее время значительные шаги делаются в направлении снижения промышленного загрязнения моря. На крупных предприятиях реконструируются или вводятся в строй современные очистные сооружения, постоянно осуществляется контроль за качественно-количественным составом сбрасываемых вод. В Одессе функционируют 2 станции биологической очистки сточных вод - «Северная» и «Южная», со среднесуточным объемом сбрасываемых в море стоков более 600 тыс. м3 или около 2/3 всех береговых стоков Украины, от устья Дуная до Керченского пролива. Современные тенденции в методах обеззараживания воды направлены на минимизацию использования химических дезинфектантов, имеющих опасное и длительное воздействие на организм человека и окружающую среду.

Так как в последние годы городские пляжи интенсивно развиваются и застраиваются культурно-развлекательными, оздоровительными комплексами, объектами торговли и общественного питания, существенным препятствием для ввода их в эксплуатацию является отсутствие централизованного водоотведения хозяйственно-бытовых стоков в пляжных зонах. В настоящее время активно проводится канализирование пляжей. В частности полностью завершено строительство ливневого коллектора пляжа «Аркадия»; построена и работает система водоотведения пляжа «Отрада»; разработан проект и ведется строительство системы водоотведения пляжа «Ланжерон»; введена в эксплуатацию канализационная система пляжа «Лузановка». В дальнейшем планируется канализование пляжа «Черноморка», а так же пляжей на 10-й, 13-й, 16-й ст. Большого Фонтана.

Необходимо отметить, что кроме проблемы загрязнения пляжей и акваторий, одной из серьезнейших проблем для Одессы является проблема эрозии берегов. В среднем крупные оползни в Одессе случаются каждые 20 лет. Особо крупные оползни зафиксированы в Одессе в 1936 г, в районе 11 ст. Б.Ф. и в 1956, 12-13 ст. Кроме того, беспрерывно происходят оползни меньших масштабов. С 1960 г. начал реализовываться долгосрочный комплексный мероприятий по защите побережья города.

Комплекс работ включал, прежде всего, террасирование и озеленение склонов, а также сооружение подземных штолен, выводивших грунтовые воды в море. Однако самыми крупномасштабными были гидротехнические работы в море по предотвращению разрушительного действия волн. Они включали строительство бетонных пирсов перпендикулярных берегу на расстоянии нескольких сот метров друг от друга и несколько десятков метров в длину каждый; намывку между пирсами песка, образовавшему пляжи шириной до 30-40 м; укладку сплошного волнореза из бетонных блоков параллельного берегу на расстоянии 50-60 м. Всего за 20 лет таким образом было обработано 10-12 км пляжей - от Ланжерона до 16 ст. Большого Фонтана. Длина всех берегозащитных сооружений составляет 13,5 км.

В настоящее время одесские пляжи вновь находятся под угрозой исчезновения. Система береговой защиты, созданная более 40 лет назад, практически не обновлялась, несмотря на то, что ее "запас прочности" составляет 25 лет. Сегодня достаточно одного сильного шторма для полного исчезновения пляжа 10-15 м шириной. Ежегодно шторма вымывают с пляжей до 5% песка. Кроме того, что пляж перестает выполнять берегозащитную функцию, сокращение его ширины негативно сказывается на спросе рекреантов.

Сегодня значительные суммы тратятся на создание искусственных пляжей путем намывки песка. В 2006-м (по состоянию на начало августа) арендаторами пляжей было завезено 10 тыс. м3 песка. Естественные пляжи в Одессе находятся только в районах Лузановки и Черноморки. 23,7 га – это сегодня искусственные пляжи, намытые в рамках борьбы с оползнями. Большинство пляжей Одессы официально являются «берегозащитными сооружениями в виде искусственных пляжей», причем наиболее крупные суммы тратятся на завоз песка на участок Ланжерон-Аркадия-Большой Фонтан. Намыв пляжей требует проведения сложных конструктивных расчетов. Помимо того, что пляж формируется над уровнем моря, очень важной и сложной технической задачей является формирование пляжа под уровнем моря для создания гладкого, плавного откоса. В марте 2010 года был проведен тендер по береговому укреплению одесских пляжей. Всего на работу по укреплению пляжей Одессы в 2010 году мэрия планирует потратить 24 млн. грн. [8].

Важной предпосылкой возможности сертификации одесских пляжей является также наличие в Одессе двух специальных пляжей для инвалидов, которые оборудованы всей необходимой инфраструктурой – пандусами, ведущими в море, траверсами с перилами и т. д. На обустройство второго пляжа на "7-м траверсе" 11-й станции Большого Фонтана, которое проходило в рамках реализации городской программы «Равенство: 2008-2011 гг.», было выделено из бюджета 353 тыс. грн. [9].

Таким образом, в Одессе в настоящее время имеются все предпосылки для участия в программе «Голубой флаг». Однако для успешного присоединения к программе и получения сертификата потребуется проведение дополнительного комплекса природоохранных мероприятий в пляжной зоне – совершенствование системы очистных сооружений, удаление твердых бытовых отходов, дальнейшее укрепление оползневой зоны. Потребуется широкая информационная поддержка программы, привлечение широких кругов заинтересованных сторон, разработка инструментов воздействия на сознательность пляжных операторов, соглашения между бизнесом и государственными органами власти.

В перспективе на государственному уровне организационный механизм экологической сертификации может быть дополнен комплексом мер по реформированию природоохранного законодательства (разработка, прежде все, закона «Об экологической сертификации»), подготовкой специалистов по экологическому аудиту, разработкой научно-методического инструментария изучения природного рекреационного капитала (компонентной, функциональной и территориальной структуры), сокращение налогов на экологизированный бизнес.

Принимая во внимание международный опыт, сертификация одесских пляжей по системе «Голубой флаг» позитивным образом отразится на дальнейшем развитии природоохранных мер в пляжной зоне, положительно скажется на имидже туристской индустрии региона, явится дополнительным стимулом привлечения иностранных рекреантов и развития активного туризма в Украине.

 

 

Использованные источники:

  1. Declaration of the United Nations Conference on the Human Environment. http://www.unep.org/Documents.Multilingual/Default.asp?documentid=97&articleid=1503

  2. ЕС Directives.http://www.etsi.org/WebSite/AboutETSI/RoleinEurope

  3. Концепція національної екологічної політики України на період до 2020 року/  http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=880-2007-%F0.

  4. Галушкина Т. П. Экономические инструменты экологического менеджмента (теорія и практика)/Галушки на Т. П. – Одесса: ИПРЭЭМ НАНУ, 2000. – 280 с.

  5. Blue Flag Programme. http://www.blueflag.org/

  6. Beach Criteria. http://www.blueflag.org/Menu/Criteria

  7. Про затвердження Правил устаткування та експлуатації пляжів міста Одеси. http: //www.odessa.ua/acts/council/7107/

  8. Тендер по береговому укреплению одесских пляжей состоится в марте. http://www.ua-tenders.com/news/construction/

  9. Одеські пляжі готові до відкриття літнього сезону. http://www.odessa.ua/acts/council/7107/

Стаття надійшла до редакції 16.05.2010 р.