EnglishНа русском

Ефективна економіка № 5, 2014

УДК  339.137.22

 

Ю. О. Белай,

магистрант кафедры маркетинга Харьковского торгово-экономического института

Киевского национального торгово-экономического университета

 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ

 

J. O. Belay,

Master’s Degree student of Department of Marketing at Kharkiv Institute of Trade and Economics

of Kyiv National University of Trade and Economics

 

COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE: THE CONCEPT, APPROACHES AND METHODS OF ASSESSMENT

 

В статье проведен анализ существующих научных подходов к изучению понятия конкурентоспособности с позиций теории конкуренции позволил. Констатируется отсутствие единства взглядов на сущность этой категории  Рассмотрены концептуальный, системный, комплексный и функциональный подходы к оценке конкурентоспособности предприятия. Указаны особенности и проблемы оценки конкурентоспособности предприятия в рамках данных подходов. Существует множество определений конкурентоспособности и производных понятий, в частности, «конкурентоспособность организации», «конкурентные преимущества» и др. Разнообразие предлагаемых определений – показатель актуальности предмета и многогранности его характера.

 

The article analyzes the existing scientific approaches to the study of the concept of competitiveness from the standpoint of the theory of competition allowed. Stated lack of unanimity on the nature of this category are considered conceptual, systematic, integrated and functional approaches to assessing the company's competitiveness. Listed features and problems of assessing the competitiveness of enterprises in the framework of these approaches. There are many definitions of competitiveness and derived concepts such as " competitiveness of the organization", "competitive advantage", etc. A variety of proposed definitions - an indicator of the relevance of the subject and the versatility of his character.

 

Ключевые слова: оценка, конкурентоспособность предприятия, конкурентный потенциал, конкурентное преимущество, модель, метод, методология.

 

Keywords: assessment, enterprise competitiveness, competitive potential, competitive advantage, model, method, methodology.

 

 

Постановка проблемы. На современном этапе становления и развития рыночной экономики в Украине особо важным становится вопрос обеспечения высокого уровня конкурентоспособности украинских предприятий, что является одним из условий поддержания позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Успех предприятия в условиях конкурентной борьбы обуславливается постоянным мониторингом позиций на рынке, исследованием сильных и слабых сторон, как собственной хозяйственной деятельности, так и конкурентов, способностью приспосабливаться к изменениям рыночной ситуации.

В процессе развития  теории конкурентоспособности предприятия ученые так и не пришли к единому выводу о том, какая трактовка этого понятия может являться общепринятой и максимально охватывающей все факторы, воздействующие на ее определение в современных условиях на предприятиях различных отраслей и специализаций.

Анализ последних исследований и публикаций. В условиях усиления конкуренции на глобальном и локальных рынках проблема оценки, создания и удержания конкурентных преимуществ — одна из самых актуальных задач. Существует значительное количество опубликованных работ, посвященных изучению отдельных сторон процесса формирования и обеспечения конкурентоспособности компаний. Организационно-экономические аспекты обеспечения конкурентоспособности компаний нашли свое отражение в работах: Азоева Г.Л., Котлера Ф., Либерникеля В., Портера М., Скобелевой И.П., Фаминского И.П., Юданова А.Ю. и др. Вопросы оценки конкурентоспособности и потенциала предприятий рассмотрены в работах Винокурова В.А., Козлова В.К., Млоток Е., Попкова В.П., Степанова А.Я., Фатхутдинова Р.А., Шеремета М.В. и др. В этих работах достаточно подробно рассматривается методология формирования конкурентоспособности компании.

Цель статьи. В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия, ввиду этого теоретическим и методологическим основам посвящен ряд исследований отечественных и зарубежных ученых. В этой связи становится важной задача анализа существующих подходов и методов оценки конкурентоспособности предприятия с целью изыскания таких, с помощью которых в дальнейшем можно было бы определять уровень конкурентоспособности объектов с наименьшей погрешностью результатов оценки.

Изложение основного материала  Мировой рыночный опыт, переход национальной экономики к рынку, низкая конкурентоспособность продукции и предприятий определили необходимость создания служб маркетинга на них с целью оценки существующего положения организации на рынке, выявления слабых и сильных сторон, а также наличие опробированной и эффективной методологии оценки конкурентоспособности конкретной организации. Однако маркетинговым исследованиям на предприятиях уделяется недостаточное внимание. В настоящий момент можно говорить лишь о практическом применении концепции совершенствования сбыта на предприятиях. Эта концепция фокусирует свои усилия на потребностях продавца и, тем самым, подменяет концепцию маркетинга в целом, искажая ее смысл.

Методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности, поскольку только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего субъекта а  в результате также принятые правильные управленческие решения. Правильная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и в то же время  критерием результативности этих мероприятий. Кроме того, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, что является стратегически важным направлением развития и функционированием любого предприятия.

В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:

– разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;

– выбора контрагентов для совместной деятельности;

– составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;

– осуществления инвестиционной деятельности;

– осуществления государственного регулирования экономики.

Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия. Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.

Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. Суть подхода заключается в балльной оценке способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов.

Комплексные методы. Оценка конкурентоспособности предприятия в рамках подобных методов ведется на основании выделения текущей и потенциальной конкурентоспособности предприятия. В большинстве случаев текущая конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия, потенциальная - по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.

Подавляющее большинство методик основывается на выявлении факторов, определяющих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, при этом упор делается на создании их исчерпывающего перечня. Однако система факторов конкурентоспособности предприятия является открытой, а множество элементов этой системы - нечетким. Таким образом, количество факторов конкурентоспособности практически бесконечно, следовательно, как бы ни был обширен их перечень, он все равно не будет исчерпывающим, а значит, и основанная на таком неполном перечне оценка конкурентоспособности предприятия будет неадекватной. Ставя во главу угла исчерпывающий перечень факторов конкурентоспособности, исследователи попадают в тупик, поскольку такой перечень невозможен в принципе.

Для оценки выявленных исследователями факторов конкурентоспособности, а также определения ряда других показателей используются приблизительные оценки, «экспертные методы», страдающие существенной субъективностью и условностью. Конечно, в ряде случаев избежать такого подхода невозможно, однако использование подобных оценок в качестве базового метода приводит к весьма слабой математической связи исходных факторов с оцениваемым показателем конкурентоспособности.

Современная научно-методологическая основа управления конкурентоспособностью должна быть ориентирована на определение механизма, позволяющего выявить индивидуальные особенности предпринимательской структуры, на основе которых могут формироваться собственные конкурентные преимущества. Конкурентоспособность должна определять перспективы развития, а не констатировать достижения предприятия в конкурентной среде; управление конкурентоспособностью должно проходить неотрывно от процессов стратегического и тактического управления, что, в свою очередь, приведет к интеграции целей этих внутриорганизационных процессов, позволит полно оценивать затраты, связанные с формированием конкурентных преимуществ, и сократить расходы, связанные с реализацией конкурентных стратегий. Эта проблема может быть решена посредством структурно-композиционного подхода к управлению конкурентоспособностью, целью которого является обоснование выбора и конструирование системы управления конкурентоспособностью, способов и форм ее достижения.

Одним из наиболее эффективных подходов, охватывающих максимально большой спектр факторов, которые непосредственно влияют на функционирование того или иного хозяйственного субъекта, является системный, согласно которому система состоит из двух составляющих: внешнего окружения и внутренней структуры.

Системный анализ - анализ на основе всестороннего изучения ее свойств с применением научных подходов для выявления слабых и сильных сторон системы, ее возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования развития.

Структура системы - совокупность компонентов системы, находящихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Количество компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным для выполнения главной цели системы.

Комплексный подход к оцениванию конкурентоспособности предприятия реализуется при помощи метода интегральной оценки, содержащей два элемента: критерий, характеризующий степень удовлетворения потребностей потребителя, и критерий эффективности производства [8]. Преимуществом этого метода является простота расчета и возможность однозначной интерпретации результатов, а основной недостаток заключается в неполной характеристике деятельности предприятия.

В основе концептуального подхода находится утверждение о том, что управление конкурентоспособностью предпринимательских структур должно основываться на системном подходе, который предполагает выявление управляемой и управляющей подсистем, целевой функции управления и обеспечивающей ее подсистемы. При этом структуру управления конкурентоспособностью можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов; исходным моментом управления конкурентоспособностью служит анализ среды, так как он обеспечивает базу для видения перспективы, определения миссии и целей компании, а также для выработки стратегии поведения, позволяющей хозяйствующему субъекту осуществлять свою миссию и достичь поставленных целей. Концепция управления конкурентоспособностью на основе структурно-композиционного подхода позволяет проводить оценку эффективности принимаемых инвестиционных управленческих решений с учетом их влияния на стоимость материальных и нематериальных активов предприятия, создающих конкурентные преимущества предпринимательским структурам [8].

Функциональный подход заключается в определении соотношения издержки/цены, загрузки производственных мощностей, объемов выпуска продукции, нормы прибыли и т.д. Согласно этому подходу конкурентоспособными являются те предприятия, где лучше организованы производство и сбыт товара, эффективное управление финансами. Примером использования функционального подхода служит методика консультационной американской фирмы «Dun & Bradstreet» в основе которой лежат три группы показателей рыночной деятельности: показатели эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия; показатели интенсивности использования основного и оборотного капитала; показатели финансовой деятельности. В работе кроме названых групп показателей предлагаются показатели, характеризующие конкурентоспособность продукции. Методы измерения конкурентоспособности предприятия, основанные на функциональном подходе теории эффективной конкуренции, получили широкое распространение в США и странах Западной Европы и могут быть рекомендованы для использования отечественными предприятиями-экспортерами [11].

Преимущество функционального подхода заключается в использовании показателей, которые дают возможность сделать выводы о некоторых направлениях хозяйственной деятельности предприятия. Однако необходимо заметить, что этот подход имеет и определенные недостатки, поскольку не учитывает таких важных критериев определения конкурентоспособности предприятия, как наличие конкурентоспособного потенциала, показателей экологичности производства, социальной эффективности и имиджа предприятия.

 

Таблица 1.

Расширенная классификация подходов к оценке конкурентоспособности предприятия

 

Признак

Виды подходов к оценке

1

Использование в оценке показателя конкурентоспособности товара

КСПТ определяет конкурентоспособность предприятия

КСПТ - часть оценки конкурентоспособности предприятия

Отсутствие прямой оценки КСПТ в оценке конкурентоспособности предприятия

2

Тип используемого показателя

Чистый (одиночный, дифференциальный)

Комплексный

Групповой

Обобщенный

Интегральный

3

Характер используемого показателя

Абсолютный

Относительный

Нормативный

4

Используемый подход к оценке

С точки зрения эффективности используемых ресурсов

С точки зрения финансовых результатов

С точки зрения эффективности деятельности

С точки зрения достижения генеральной цели бизнеса

Смешанный

5

Тип используемой модель оценки

Исключительно финансовая

Исключительно экономическая

Исключительно рыночная

Смешанная

6

Характер используемой модели оценки

Статистическая

Динамическая

7

Форма представления результата оценки

Графическая

Матричная

Формализованная

8

Степень объективности оценки

Объективная

Субъективная

 

Несмотря на то, что вопросам анализа и оценки конкурентоспособности предприятия посвящены работы многих ученных, на современном этапе не полностью уточнен понятийный аппарат теории конкурентоспособности предприятий, не разработана четкая система критериев, показателей и методов оценки конкурентоспособности предприятий. Кроме того, в условиях большого количества различных подходов к оценке конкурентоспособности предприятия, многие исследователи теряются в этой информации и не обосновано принимают тот или иной метод оценки конкурентоспособности предприятия, который, зачастую, неадекватно оценивает конкурентные преимущества фирмы, что приводит к искаженному результату и неверно выбранной стратегии дальнейшего развития предприятия. Это ставит под сомнение жизнеспособность фирмы в условиях динамичности рынка [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что термин «конкурентоспособность» одни ученые идентифицируют со свойством объекта, другие – со средством достижения цели, третьи – со средством анализа. При этом в ряде определений конкурентоспособность выступает абсолютной величиной, независимой от конкурентной среды. А так же из таблицы следует, что конкурентоспособность организации определяется эффективностью хозяйственной деятельности, наличием конкурентного потенциала и конкурентоспособностью производимых товаров (услуг).

Выводы. Исследования показывают, что существуют различные точки зрения относительно самой категории «конкурентоспособность предприятия». В современных условиях весьма важно проанализировать причины недостаточной конкурентоспособности конкретных предприятий и отраслей; выявить факторы, воздействующие на конкурентоспособность в зависимости от рыночной ситуации; разработать систему показателей оценки конкурентоспособности  предприятий различных типов и специализаций; определить эффективные методы воздействия на конкурентоспособность на уровне предприятия; разработать механизм повышения конкурентоспособности предприятий на основе  подхода, который является более подходящим и эффективным с точки зрения исследователей. В стране отсутствуют типовые стандарты, позволяющие определять конкурентоспособность предприятия на маркетинговой основе.

С одной стороны, конкурентоспособность воспринимается как итог, результат конкурентных действий предпринимательской структуры. С другой стороны, конкурентоспособность понимается (и именно в этом смысле она и проявляется как способность) как потенциал, ресурсное обеспечение и основание конкурентных действий. То есть как степень обеспеченности ресурсами для будущего конкурентного развития.

Все еще отсутствует единство в понимании категории «конкурентоспособность», в том числе, «конкурентоспособности предприятия»; многие предлагаемые методы оценки конкурентоспособности не отражают таких основополагающих требований как системность, динамический характер, обязательное наличие инновационной составляющей. Одновременно с этим, на уровне промышленных предприятий в системах управления вопросы конкурентоспособности зачастую даже и не ставятся, поскольку в большом количестве случаев эти системы нацелены на достижение финансовых и производственных результатов.

Все это свидетельствует о целесообразности, как с научной, так и с практической точек зрения, развития теории и методологии оценки конкурентоспособности предприятия, разработки теоретико-методологических основ построения систем обеспечения ее повышения на основе соответствующих методов и механизмов.

 

Список использованной литературы

1.Головачев, А.С. Методические основы конкурентоспособности отрасли и показатели ее оценки / А.С. Головачев, Д.Ю. Х амчуков // Экономика и управление. – 2010. – № 2. – С. 108–117.

2.Паршин, В.Ф. Методические основы оценки конкурентоспособности предприятия на рынке: ценовой аспект / В.Ф. Паршин // Экономика и управление. – 2010. – № 1. – С. 121– 127.

3.Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок /пер. с англ. под ред. В.Б. Колчанова. 2-е изд. СПб., 2008.

4.Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. СПб., 2006.

5.Плотицина Т.М. Определение конкурентоспособности предприятия // Вестник Тамбовского государст­венного технического университета. 2010. Т. 16, ¹ 1. С. 205–211.

6.Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отрасли и конкурентов: пер. с англ. М., 2007.

7.Медведева, О.М. Сущность и содержание конкурентного потенциала организации /О.М. Медведева, А.В. Баранова // Вестник ИжГТУ. – 2008. – №4. – С. 87–90.

8.Радаев В.В.   Социология  потребления:   основные  подходы  //  Социологические  исследования.   2005. ¹ 1. С. 5–18.

9.Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учеб. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

10.Томпсон-мл. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. М., 2003.

11.Чурсин А.А. Управление конкурентоспособностью организации. М., 2006.

12.Гладышева, И.В. Прогнозирование конкурентоспособности промышленного предприятия [Текст]: автореф. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 / И.В. Гладышева. – СПб:, 2006. - 20 с.

13. Арбатская Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия // Известия, Иркутской Государственной Экономической  академии Выпуск № 1, 2012.

 

Referenses

1. Golovachyov, A. (2010) Methodical bases of competitiveness of the industry and its performance evaluation / AS Golovachyov , D. X amchukov // Economics and Management .  vol 2 . рр. 108-117 . Moscow, Russia.

2 . Parshin, V., (2010) Methodical bases of competitiveness in the market: the price aspect / VF Parshin / / Economics and Management  vol 1.,  pp. 121 - 127. Kiev, Ukraine

3. Lamben, Zh.-Zh., Chumpitas, R. and Shuling, I. (2008) Shuling Oriented Management market / lane. from English. ed. Kolchanov. V., 2nd ed. Saint-Petersburg, Russia.

4. Min’ko, E. and Krichevskii, M. (2006) Quality and competitiveness. Saint-Petersburg, Russia.

5. Plotitsina T., (2010) Determining the competitiveness of the enterprise // Vestnik  Tambov State Technical Universit. T. 16, рр. 205–211. Tambov, Russia

6. Porter, M. (2007) Competitive Strategy. The method of analysis and industry competitors, Saint-Petersburg, Russia.

7.  Medvedev , O., (2008) The nature and content of the competitive potential of the organization / / Herald IzhSTU . - vol 4 . - рр. 87-90,  Moscow, Russia.

8. Radaev, V. (2005) Sociology of Consumption : basic approaches // Case Studies.  рр. 5–18., Moscow, Russia.

9. Rubin, U., (2007). Theory and practice of business competition.  6nd ed.,  Moscow, Russia.

10. Tompson. A. and Striklend A. (2003) Strategic Management: Concepts and situation analysis: lane. from English. Moscow, Russia.

11. Chursin,  A., (2006)  Management of competitiveness of the organization.  Kiev, Ukraine

12. Gladyshev, I., (2006) Prediction competitiveness of industrial enterprises. рр 20 . Saint-Petersburg, Russia.

13. Arbatskaya, E., (2012) Approaches to assessing the competitiveness of the enterprise / / Proceedings of the Irkutsk State Economic Academy,  vol 1, Irkutsk, Russia.

 

Стаття надійшла до редакції 19.05.2014 р.