EnglishНа русском

Ефективна економіка № 10, 2010

УДК 502.13:502.173:336.226.44

 

Д. В. Горобченко,

ассистент кафедры экономики, Сумский государственный университет

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ДОЛГОМ

 

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC BASIS OF  ECOLOGICAL DEBT MANAGEMENT FORMING

 

Сформирован эколого-экономический механизм управления экологическим долгом в разрезе его основных элементов. Выделены организационно-экономические основы управления экологическим долгом в современных условиях хозяйствования.

 

The ecological-economical mechanism of ecological debt management is formed in the cut of its basic elements. Organizational-economic basis of ecological debt management is emphasized in the context of modern economical conditions.

 

Ключевые слова: экологическим долг, эколого-экономический механизм, Киотский протокол.

 

Key words: ecological debt, ecological-economical mechanism, Kyoto protocol.

 

Введение

На текущем этапе исследования концепции экологического долга (далее Концепция) особую актуальность приобрела задача включения фактора экологического долга (далее ЭД) в сферу экономических интересов субъектов, осуществляющих экодеструктивную деятельность, а также субъектов, на которых влияют результаты данной деятельности. Решение данной задачи основано на реализации механизма управления ЭД через традиционные и специфические эколого-экономические инструменты. Также в исследованиях практически не уделяется внимание возможности включения фактора ЭД в традиционный  механизм природопользования и охраны окружающей среды.

Постановка задания

Целью статьи является определение основных элементов эколого-экономического механизма управления экологическим долгом, а также формирование организационно-экономических основ его реализации в современных условиях хозяйствования.

Анализ последних исследований

Вклад в исследование концепции ЭД внесли иностранные ученые Аид К., Мартинез-Алиер Дж., Паредис Э., Гоэмин Ж., Роберто М., Марсело В., Доносо А. и др. Среди ученых постсоветского пространства данная проблематика освещена в работах Балацкого О.Ф., Белышева Д.В., Гурмана В.И., Рюминой Е.В., Копытова А.П.

Развитие концепции является результатом деятельности ряда неправительственных организаций различных стран. Наибольший вклад внесли следующие организации: Чилийский институт экологической политики (Chilean Instituto de Ecologian Politica), НПО «Экологическая акция» (Accion Ecologica), НПО «Друзья Земли» (Friends of the Earth), Бельгийский центр устойчивого развития (Belgium Centre of Sustainable Development) и др.

Результаты

Концепция экологического долга получила распространение в 1990-х годах и является результатом изучения проблем взаимодействия между природой и человеком. Концептуальным аспектом познания является отношение задолженности между субъектами социально-экономической деятельности и окружающей природной средой (ОПС), которые формируются в результате экодеструктивной деятельности. Учитывая антропоцентрический характер исследований, большинство ученых-экономистов не признают природу субъектом долговых обязательств, однако развитие концепции базируется на определении природы как основного кредитора и формирует ценностную базу познания.

Сущность категории ЭД проявляется в социальных, экономических и экологических отношениях в пространственно-временном континууме, когда достижение целей устойчивого развития одними социальными группами осуществляется за счет чрезмерного использования потенциала социально-экономического развития других социальных групп.

Перечислим основные особенности концепции ЭД. Во-первых, концепция указывает на необходимость рассматривать влияние изменения состояния окружающей природной среды на субъекты с учетом процессов аккумуляции и абсорбции результатов экодеструктивной деятельности. Другими словами, концепция предусматривает переход от потоковых величин вида «воздействие-результат» к запасным величинам, отображающим результаты экоднструктивной деятельности прошлых периодов на конкретный момент времени. Во-вторых, концепция предполагает учет отношения субъектов к осуществлению экодеструктивной деятельности другими субъектами, что является предпосылкой разделения ЭД на фактическую и потенциальную составляющие. Фактический ЭД обуславливается подмножеством экодеструктивных процессов хозяйствования, от которых общество желает отказаться, осуществляя потребительский выбор в пользу повышения качества окружающей природной среды, даже ели это приведет к уменьшению материального благосостояния. Потенциальный ЭД обуславливается множеством экодеструктивных процессов хозяйствования, которые обеспечивают желаемый уровень благосостояния, а общество соглашается с ухудшением качества окружающей природной среды и наносимым ущербом. В-третьих, концепция предполагает учитывать опосредованные экономические факторы при определении виновников экодеструктивных воздействий, в отличие от традиционных подходов, где виновником, как правило, признается субъект, который непосредственно осуществляет экодеструктивное воздействие.

Определение основных элементов эколого-экономического механизма управления экологическим долгом

Имплементация целей концепции ЭД в сферу экономических интересов субъектов социально-экономической деятельности должна реализовываться через соответствующий механизм, в который будут заложены адекватные и эффективные методы, формы, инструменты регулирования эколого-экономических отношений в сфере управления ЭД.

Эколого-экономический механизм управления экологическим долгом (далее ЭЭМУЭД) – это система принципов, задач, экономических методов, форм, способов и приемов воздействия на субъекты отношений задолженности в сфере ЭД, которые обеспечивают оплату, распределение и перераспределение накопленного ЭД, а также предотвращения его возникновения в будущем.

Целью ЭЭМУЭД  является снижение или полное снятие противоречий эколого-экономических отношений, направленное на достижение целей экологически устойчивого развития путем стабилизации текущего, оплаты накопленного и предотвращения возникновения ЭД в будущем.

Объектом ЭЭМУЭД являются эколого-экономические отношения субъектов по поводу формирования, оплаты, распределения и перераспределения ЭД, возникающего в процессе осуществления социально-экономической деятельности.

Субъекты ЭЭМУЭД дифференцируются на субъекты долговых отношений и субъекты, обеспечивающие реализацию ЭЭМУЭД.

К первой группе относятся субъекты-должники и субъекты-кредиторы, которые вступают в отношения задолженности. Они разделяются на субъекты внешнего и внутреннего ЭД.

Субъектами внешнего ЭД являются:

- международные организации, союзы, объединения;

- органы управления зарубежных государства;

- физические и юридические лица нерезиденты,

- иные субъекты международного права.

Субъектами внутреннего ЭД являются:

- предприятия, учреждения и организации, юридические лица, физические лица–предприниматели, граждане государства, иностранцы, лица без гражданства, деятельность которых приводит или может привести к ухудшения состояния ОПС;

- те же субъекты в случае, если они  являются факторами восприятия последствий экодеструктивной деятельности других субъектов;

- общество, проживающее на определенной территории в периоде жизни одного поколения.

Субъекты, обеспечивающие реализацию ЭЭМУЭД, не имеют отношений задолженности, однако без их участия реализация ЭЭМУЭД невозможна. К данным субъектам относятся:

- органы государственной, региональной и местной власти,  прочие государственные и независимые органы, осуществляющие деятельность по управлению ЭД;

- банки, страховые, инвестиционные, аудиторские компании, прочие субъекты финансовой деятельности, принимающие участие в реализации финансово-экономических отношений между субъектами долговых отношений;

- бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие консолидацию финансовых средств, направленных на оплату ЭД.

Функции ЭЭМУЭД:

- учет экологических и экономических интересов всех субъектов экономической и социально-экономической деятельности в пространственно-временном континууме;

- обеспечение методическим инструментарием обоснования направлений экологического совершенствования экономики с учетом фактора ЭД;

- информационное обеспечение о размере экологического долга, его динамике, характере воздействия на субъекты долговых отношений;

- стимулирование субъектов долговых отношений в сфере ЭД к осуществлению природоохранной деятельности и воспроизводству природных ресурсов;

- планирование мероприятий и привлечение необходимых финансовых средств на предотвращение, ликвидацию и компенсацию ЭД;

- контроль использования средств из консолидированных финансовых источников по целевому назначению.

Задачи ЭЭМУЭД:

-  выявление множества всех взаимодействующих субъектов, участвующих в долговых отношениях, касающихся возникновения и проявления ЭД;

-  эколого-экономическая оценка наследуемого, текущего и прогнозируемого ЭД;

- определение отношения субъектов экономической и социально-экономической деятельности к ЭД, оценка фактической и потенциальной составляющих ЭД;

- определение планового значения ЭД, обеспечивающего экологически устойчивое развитие;

- определение комплекса мероприятий, направленных на достижение планового значения ЭД в будущих периодах;

- формирование системы управления финансовыми отношениями между должниками и кредиторами;

- организация и регулирование финансовых отношений между должниками и кредиторами в контексте формирования, оплаты, распределения и перераспределения ЭД;

-  выбор и применение адекватных эколого-экономических инструментов;

- выявление источников формирования необходимых финансовых ресурсов на предотвращение, ликвидацию и компенсацию ЭД;

- создание специализированных фондов, средства которых должны направляться на предотвращение, ликвидацию и компенсацию ЭД;

- использование финансовых средств из фондов по целевому назначению;

- формирование резервных фондов, средства которых могут направляться на финансирование мероприятий в случае чрезвычайных ситуаций.

Результатом действия ЭЭМУЭД  является достижение целей концепции через решение ряда задач, направленных на:

- стабилизацию текущего экологического долга;

- минимизацию размера накопленного ЭД;

- максимизацию предотвращенного ЭД в будущем.

Организационно-экономические основы управления экологическим долгом

Реализация ЭЭМУЭД, обеспечивающая достижение целей концепции, должна быть основана на наличие необходимой нормативно-правовой базы. Поиск упоминания термина «экологический долг» в отечественном законодательстве и нормативно-правовых актах не дал результатов. Однако это не означает, что концепция должна рассматриваться как абсолютно новая составляющая экологической политики, т.к. многие идеи и принципы, соответствующие сущности концепции, заложены во множество других концепций, нормативно-правовых актах, международном и государственном законодательстве. Достижение целей ЭЭМУЭД может осуществляться в рамках традиционных методов экологизации, предусматриваемых механизмами природопользования и охраны ОПС, что дает возможность специально не вводить категорию ЭД в законодательное поле.

Рассмотрим организационно-экономические основы управления ЭД, которые позволят в дальнейшем сформировать комплексный эколого-экономический механизм управления ЭД в современных социальных, экономических и экологических условиях.

Учитывая основные цели концепции, мы выделяем два основных направления, обеспечивающих снятие противоречий в отношениях субъектов долговых отношений в контексте формирования, распределения и перераспределения ЭД: оплата сформированного на данный момент времени ЭД, предотвращение формирования ЭД в будущем. При этом следует учитывать более высокой приоритет реализации второго направления, т.к. осуществление прямых или опосредованных финансовых расчетов по выплате накопленного ЭД может вывести рыночную систему из состояния динамического равновесия.

Также необходимо учитывать приоритетность направлений, обеспечивающих минимизацию ЭД в периодах жизни будущих поколений, что соответствует парадигме устойчивого развития. Данное положение основано та том, что настоящее поколение может воспринимать бóльшую часть (если не весь) ЭД потенциальным, который будущими поколениями будет рассматриваться как фактический.

Достижение целей ЭЭМУЭД должно опираться на традиционные методы экологизации. При этом следует отметить направления, которые на данный момент не получили широкого практического применения, однако  мы считаем их одними из наиболее перспективных.

Наиболее эффективными мероприятиями, направленными на выплату ЭД, являются мероприятия, предусмотренные статьей 3 Киотского протокола [5]. В первую очередь данное направление должно обеспечивать поглощение парниковых газов следующими мероприятиями: облесением, лесовозобновлением, высадкой «киотских лесов», предотвращением массовых вырубок леса, восстановлением растительного покрова, управлением пастбищами и пахотными землями, сохранением биоразнообразия живой материи.

Еще одним перспективным направлением, которое может быть реализовано в будущем, является применение достижений геоинженерии. Геоинженерия направлена на разработку и реализацию мер по активному изменению климатических условий, как в масштабах отдельных регионов, так и на планете в целом [10].

Перспективность и эффективность данных направлений связанна с тем, что позволит оплачивать ЭД путем восстановления состояния ОПС без осуществления прямых финансовых отношений между субъектами долговых отношений.

Относительно финансовых методов оплаты ЭД, наибольшее распространение получила концепция оплаты ЭД путем адаптации к необратимым изменениям в ОПС. Адаптация предусматривает накопление средств для выплаты ЭД в условиях наступивших изменений в состоянии ОПС  [11]. Средства на адаптацию могут консолидироваться в специальных адаптационных фондах.

Учитывая ключевую особенность концепции ЭД – разделение ЭД на фактическую и потенциальную составляющие – мы считаем необходимым включение в ЭЭМУЭД реализацию мероприятий по формированию у общества объективной оценки влияния экодеструктивной деятельности на его благосостояние. Это направление предусматривает формирование системы экологического образования, направленной на повышение уровня экологической культуры, обучение основным положениям концепции устойчивого развития, просвещение общества. Данные мероприятия должны привести к скорейшему формированию адекватной оценки компонентов ОПС у потребителей, что позволит непрерывно уменьшать долю потенциальной составляющей ЭД в его общей сумме.

Что касается субъектов, осуществляющих экодеструктивную деятельность, интернализация целей концепции в сферу экономических интересов должна быть основана на действии эколого-экономических инструментов, влияющих на их финансовое состояние. Практическая невозможность установления эколого-экономических ставок на уровне реальных оценок экономических потерь и выгод от нарушения качества компонентов ОПС, в силу ряда объективных причин, на которые указывают многие ученые в [2], [4], [8], определяет необходимость совершенствования методических подходов к их формированию. Методической основой определения ставок, по нашему мнению, может являться дифференциация ЭД на фактический и потенциальный, ассимиляционный потенциал территории, а также накопленный в прошлом неоплаченный ЭД. Это может быть обеспечено постоянным увеличением доли фактической составляющей ЭД в его суммарной оценке ставок в ходе социально-экономического развития путем:

- снижения значений лимитов, квот, нормативов использования природных ресурсов, выбросов загрязняющих веществ и размещения отходов в абсолютных и удельных единицах;

- увеличения нормативов и размеров сборов, платежей за специальное использование природных ресурсов, ухудшение их качества, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;

- увеличения размеров штрафов за сверхнормативное загрязнение и самовольное специальное использование природных ресурсов;

- расширения практики компенсации причинено экономического ущерба;

- повышения приоритетности финансирования, субсидирования, датирования, кредитования, предоставления льгот субъектам, которые стремятся оплатить и/или предотвратить ЭД;

- развития экологического страхования и аудита, как перспективных методов минимизации экологических рисков.

Также следует рассмотреть совершенствование системы рентных отношений, которая должна обеспечивать эффективность мероприятий по изъятию, распределению и перераспределению ренты от использования природных ресурсов. Следует учитывать влияние объективного экономического закона, согласно которому субъекты с большей экономической силой могут переносить негативные экстерналии на менее сильные субъекты, результатом реализации которого является возможность перехода ренты от субъекта, являющегося собственником природного ресурса, к другому субъекту, присваивающему ренту. Как следствие, может возникнуть ситуация, когда рента будет выходить из системы рентных отношений. Для ее предотвращения необходимо принять меры по обеспечению гарантированного изъятия ренты от использования природных ресурсов.

Выполнение поставленных задач должно опираться на механизм консолидации финансовых ресурсов, предусматривающий поиск финансовых источников, форм и направлений расходования накопленных средств на обслуживание ЭД. Консолидированные источники могут реализовываться в формах, предусмотренных законодательством. Например, для Украины ­– это  Государственный бюджет, республиканский бюджет АРК, местные бюджеты, средства предприятий, учреждений и организаций, фондов охраны окружающей природной среды, добровольные взносы и других средств.

Учитывая сложную социально-экономическую ситуацию, остаточный принцип финансирования природоохранных мероприятий, следует выделить источники финансирования которые могут быть дополнительно привлечены для реализации целей ЭЭМУЭД.

На государственном уровне к ним могут относиться природные амортизационные фонды [8], экологические бюджеты территорий [6], [7], эколого-экономические межотраслевые балансы [12], комплексные территориальные кадастры [9] и другие источники финансирования.

На международном уровне, мы выделили следующие источники привлечения дополнительных финансовых средств на обслуживание ЭД:

- инвестиции на реализацию проектов совместного осуществления,  которые позволяют привлечь необходимые финансовые ресурсы на проекты по сокращению выбросов. Относительно целей ЭЭМУЭД, проекты совместного осуществления позволяют: оплачивать накопленный ЭД путем сокращения количества парниковых газов в атмосфере;  предотвращать его возникновение путем увеличения абсорбирующих свойств окружающей природной среды;

- средства от продажи единиц сокращения выбросов.  Накопленные в результате осуществления совместных или других проектов депонированные единицы выбросов могут быть реализованы на экологических рынках, а вырученные средства могут быть направлены на мероприятия по обслуживанию ЭД;

- средства реструктуризированного внешнего государственного долга,  предусматривающая реструктуризацию долгов в системе «задолженность – экология» [3].  При этом финансирование природоохранных мероприятий должно проводиться за счет средств, списанных с внешнего долга государства;

- средства из адаптационных фондов. На данный момент, планируется создание следующих фондов, расходы которых предусматривают адаптацию к неотвратимым изменениям состояния ОПС: Адаптационный фонд (Adaptation Fund), создаваемый в рамках реализации механизмов Киотского; Специальный фонд по борьбе с изменением климата (Special Climate Change Fund); Фонд наименее развитых стран (Least Developed Countries Fund),  Зеленый фонд (Green Fund).

Для реализации международных аспектов ЭЭМУЭД на государственном уровне необходимо:

- обеспечение и облегчение отечественным субъектам хозяйствования путей доступа на мировые экологические рынки, участия в формировании и распределении средств фондов экологического назначения;

- обеспечение возможности государственного регулирования лимитов продажи квот на выбросы и использование природных ресурсов на международных рынках, которое должно гарантировать соблюдение эколого-экономических интересов государства в дальнесрочном периоде;

- создание современной комплексной системы мониторинга за состоянием ОПС, учитывающей концептуальные особенности ЭД.

Эффективность реализации ЭЭМУЭД является дискуссионным вопросом и требует в дальнейшем глубокого анализа. По мнению многих специалистов, выделение необходимых средств на оплату и предотвращение ЭД является, во-первых, предпосылкой нарушения рыночного равновесия, во-вторых, значительным ограничением достижения целей экономического роста, т.к. требует значительных затрат на экологизацию экономики и/или уплату значительных штрафов за невыполнение экологических обязательств. Таким  образом, доказывается неэффективность и бесполезность указанных мероприятий.

Однако мы полагаем,  что малая эффективность характерна в коротко- и среднесрочном периодах. В долгосрочной перспективе эффективность механизма должна увеличиваться путем повышения доходности мероприятий, направленных на достижение целей механизма управления ЭД. Кроме этого, реализация ЭЭМУЭД может иметь опосредованный положительный эффект в социальной, политической и других сферах, что в конечном счете должно усилить геополитическое положение Украины.

Выводы

В результате проведенного исследования были выделены основные структурные элементы эколого-экономического механизма управления экологическим долгом, сформирован организационно-экономический базис его внедрения в механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, что позволит учитывать ключевые положения концепции экологического долга в процессе совершенствования эколого-экономических отношений на всех уровнях управления.

Основываясь на результатах проведенного исследования, а также  исследований концептуальных основ категории «экологический долг», его эколого-экономической оценки, дальнейшим направлением исследований является формирование комплексного эколого-экономического механизма управления экологическим долгом, учитывающего современные экономические, социальные, экологические, политические, правовые и другие особенности, факторы и предпосылки развития Украины.

 

Список использованных источников

1.  Брезгин В. С. Разработка альтернативных методов экономической оценки возобновимых природных ресурсов в условиях глобального рынка экологических услуг (На примере экосистем Читинской области): дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Брезгин Вячеслав Сергеевич. – Москва, 2004. – 147 c.

2.  Веклич О. О. Економічний механізм екологічного регулювання в Україні / О. О. Веклич. – К. : Укр. ін-т дослідж. навкол. середов. і ресурсів, 2003. – 88 с.

3.  Волошин Д. В. Економіко-екологічні передумови та механізми запобігання негативних наслідків зміни клімату : автореф. дис. канд. екон. наук : спец. 08.08.01 [Електронний ресурс] / Д. В. Волошин. – Ін-т пробл. ринку та екон.-екол. дослідж. – О., 2003. – 18 с.

4.   Гофман К. Г. Кредитные отношения» общества и природы / К. Г. Гофман, Е. В. Рюмина // Экономика и математические методы. – 1994. – Вып. 2. – С. 17–32.

5.  Киотский протокол к рамочной конвенции Организации объединенных наций об изменении климата. Организация объединенных наций, 1998.

6.   Кобушко И. Н. Финансово-экономический механизм экологизации промышленного производства: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.06 / И. Н. Кобушко. – Сумский государственный университет. – Сумы, 2007. – 249 с.

7.  Новиков Р. А. Управление устойчивым развитием городов в прибрежных зонах / Р. А. Новиков. – М., 1997.

8.  Рюмина Е. В. Экономический анализ ущерба от экологических нарушений / Е. В. Рюмина. – Ин-т проблем рынка РАН (Экономическая наука современной России). – М. : Наука, 2009. – 331 с.

9. Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов : сборник материалов. – М., 1996.

10.  "Geo-engineering research". Postnote. Parliamentary Office of Science and Technology [Електронний ресурс]. March 2009. – Режим доступа: http://www.parliament.uk/documents/upload/postpn327.pdf. Актуально на 16.09.2010.

11.  Callaway John M. Adaptation benefits and costs – measurement and policy issues [Електронний ресурс] / John M. Callaway // OECD Workshop ob the Benefits of Climate Policy: Improving Information for Policy Makers, 2003. – Режим доступа: http://www.oecd.org/dataoecd/9/58/2482290.pdf.

12.   Nakamura Y. Green GDP of Japan for 1985-1990 / Y. Nakamura, K. Oda  // UNU Conference of Sustainable Future of the Global System. Tokyo, 16–18 October, 1995.

13.  Ruttan. Technology and the Environment / Ruttan, W. Vernon American Journal of Agricultural Economics. – 1971.  – №53. – С.707–17.

Стаття надійшла до редакції 05.10.2010 р.