EnglishНа русском

Ефективна економіка № 9, 2015

Переглянути у форматі pdf

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ В ОТНОШЕНИИ РФ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЕАЭС (ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ)
Л. И. Григорова-Беренда

УДК 339.545:339.923

 

Л. И. Григорова-Беренда,

к. е. н., доцент кафедры международных экономических отношений,

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ В ОТНОШЕНИИ РФ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЕАЭС (ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ)

 

L. I. Grigorova-Berenda,

PhD in Economics, associated professor of the Department of International Economic Relations,

V. N. Karazin Kharkiv National University, Kharkiv

 

INTERNATIONAL ECONOMIC SANCTIONS AGAINST RUSSIA AND THEIR IMPACT ON THE INTEGRATION PROCESSES IN THE COUNTRIES OF THE EAEU (EURASIAN ECONOMIC UNION)

 

Статья посвящена современным международным экономическим отношениям которые характеризуются усилением процесса введения экономических санкций и контрсанкций, торговых войн и торговых ограничений. Экономические санкции имеют богатую историю применения и события последних лет вокруг политического и военного кризиса в Украинско-Российских отношениях лишь усиливают актуальность изучения вопроса применения и ожидаемых результатов экономических санкций.

Чрезвычайно важными вопросами остаются процессы хозяйственной интеграции в ЕАЭС, их динамика, количественные и качественные показатели. Следует отметить, что другие страны интеграционной группировки ЕАЭС экономических санкций не имеют (за исключение Р.Беларусь, генезис санкций иной) и не вводят контрсанкций. Данный факт создает институциональную ассиметричность в функционировании общего рынка ЕАЭС и таким образом косвенно, экономические санкции в отношении РФ влияют на торгово-экономические связи внутри ЕАЭС, влияют на экономическое развитие всего интеграционного объединения, создает турбулентность во всем процессе интеграции.

 

The article is devoted to the modern international economic relations are characterized by intensification of economic sanctions and antisanctions, trade wars and trade restrictions. Economic sanctions have a rich history of use and the events of recent years around the political and military crisis in the Ukrainian-Russian relations only reinforce the relevance of studying the application and the expected results of economic sanctions.

The critical issue remains the process of economic integration in the EAEU, their dynamics, quantitative and qualitative indicators. It should be noted that other countries integration group EAEU economic sanctions are not (except R.Belarus genesis sanctions a) not introduce antisanctions. This fact creates an institutional asymmetry in the functioning of the common market EAEU and thus indirectly, the economic sanctions against the Russian influence on the economic and trade relationships within the EAEU, affect the economic development of the integration association, creates turbulence in the whole process of integration.

 

Ключевые слова: международные экономические санкции, контрсанкции, ЕАЭС, хозяйственная интеграция, взаимная торговля,

 

Keywords: international economic sanctions, antisanctions, EAEU, economic integration, mutual trade.

 

 

Постановка проблемы. Экономические санкции имеют богатую историю применения и события последних лет вокруг политического и военного кризиса в Украинско-Российских отношениях лишь усиливают актуальность изучения вопроса применения и ожидаемых результатов экономических санкций. Следует отметить, что анализ влияния экономических санкций и их место в системе регулирования международных торгово-экономических отношений имеет ключевое значение в современной архитектуре международных экономических отношений как на глобальном, так и на региональном уровне.

Применение экономических санкций имеет юридическую природу, основанную на международном праве. Ключевую роль в этом вопросе играют как международные институции, такие например как ВТО, так и национальное законодательство отдельных стран применяющих экономические санкции.

Современные международные экономические отношения характеризуются усилением процесса введения экономических санкций и контрсанкций, торговых войн и торговых ограничений. Сложность и деструктивный характер, которые они вносят в международные торгово-экономические отношения, требуют количественной и качественной оценки их результативности и влияния в целом, как на мировую экономику, так и на экономику отдельных стран и региональных объединений.

Опыт введения экономических санкций имеет локальный характер и в последние десятилетия они применялись по отношения к отдельным странам. Один из ярких примеров - международные санкции против Ирана, в ответ на его ядерную программу, которые нанесли колоссальный ущерб экономике этой страны.

Подобное положение вещей заставляет обратится к этому санкционному опыту при анализе современных международных санкций применяемых ЕС и США, а также рядом отдельных стран в отношении РФ и влияния их на экономику как самой РФ, так и всего ЕАЭС.

На этом фоне чрезвычайно важными вопросами остаются процессы хозяйственной интеграции в ЕАЭС, их динамика, количественные и качественные показатели. Вместе с тем следует отметить, что другие страны интеграционной группировки ЕАЭС подобных экономических санкций не имеют (за исключение Р.Беларусь, генезис санкций иной) и не вводят контрсанкций. Данный факт создает институциональную ассиметричность в функционировании общего рынка ЕАЭС и вызывает вопрос, каким образом косвенно экономические санкции в отношении РФ влияют на торгово-экономические связи внутри ЕАЭС.

Анализ последних публикаций и исследований. Проблематика исследования применения международных экономических санкций и их влияния  на экономику отдельных стран нашла свое отражение в трудах таких исследователей: З.Бжезинський, Р.Хаас, К.Елліот, Е.Корвин, Р.Халл, Д.Видон. Среди отечественных исследователей можно отметить Ю.О. Седляра, среди русскоязычных авторов проблематика экономических санкций представлена довольно обширно, к наиболее известным исследователям следует отнести Н.А. Кажанова, М. Клинову, Е. Сидорову и др.

Цель статьи. Качественная оценка влияния международных экономических санкций в отношении РФ на процессы хозяйственной интеграции стран ЕАЭС.

Изложение основного материала статьи. Появление санкций как инструмента регулирования в международной торговле и экономических отношениях имеет глубокую историю. Определений понятия санкций существует достаточно много, и каждое из них может указывать на специфические особенности в каждом конкретном случае. Одно из определение международных экономических санкций дает Кожанов Н. А., опираясь на иностранные исследования, «Экономические санкции (лат. sanctio - строжайшее постановление) выступают мерами принуждения экономического характера, которые применяются одним государством (или группой государств) по отношению к физическим или юридическим лицам другого государства (или группы государств) с целью добиться от них изменения каких-либо экономических, политических или социальных аспектов функционирования [3, с.5]».

В академической литературе по политологии международных отношений термин «санкции» не используется последовательно и имеет различные интерпретации, содержательные акценты, так как был заимствован из юридической науки [5, с.44].

Согласно официальных документов ООН санкции вводят на основании главы VII Устава Совет Безопасности может принимать принудительные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие меры могут быть самыми различными: от экономических и/или иных санкций, не предусматривающих применения вооруженной силы, до международных военных действий.

Применение обязательных санкций призвано оказать давление на государство или образование для достижения целей, установленных Советом Безопасности, без применения силы. Таким образом, санкции являются важным инструментом, с помощью которого Совет Безопасности обеспечивает выполнение своих решений. Благодаря своему универсальному характеру Организация Объединенных Наций является особенно подходящим органом для введения таких мер и контроля за их соблюдением.

Совет прибегает к обязательным санкциям в качестве средства принуждения, когда возникает угроза миру и когда дипломатические усилия не дают результата. В арсенал санкций входят всеобъемлющие экономические и торговые санкции и/или такие более целенаправленные меры, как эмбарго на поставки оружия, запреты на поездки, финансовые или дипломатические ограничения [4].

В тоже время экономические санкции могут применяться не только ООН, но и отдельными странами и объединеньями стран, или иными словами могут быть односторонними и международными (коллективными).

Особым вопросом в определении экономических санкций как инструмента внешней политики государств является то, что следует рассматривать экономические стимулы или поощрения как международные санкции.

Некоторые ученые отмечают, что поощрение и наказание во внешнеполитической практике государств действуют как две стороны одной медали. Снятие наказания является вознаграждением; отмена награды – наказание [7, c.17].

Международные санкции в отношении России, начали применяться в 2014 году - политические и экономические меры, направленные на прекращение агрессии России против Украины. Кроме ЕС и США санкции ввели Канада, Япония, Норвегия, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, в общем - 41 страна, в том числе и Украина, а также Парламентская ассамблея Совета Европы и, неформально, Китай.

Де-юре КНР не вводил против РФ каких-либо финансовых санкций, фактически китайские банки присоединились к ограничениям, введенным США и Евросоюзом.

Так, большинство кредитных организаций КНР отказываются проводить операции с российским банками. Они также значительно сократили свое участие в финансировании взаимной торговли, возложив эту функцию на своих российских контрагентов [1].

Международные экономические санкции это как дорога с двусторонним движением, они влияют как на страны, против которых они вводятся, так и на страны или объединение стран, которые их вводят. Безусловно, страны, регулярно вводящие экономические санкции имеют богатый опыт их использования, как метод давления и имеют разработанную систему нивелирования отрицательных последствий для экономик своих стран.

Вычленить в экономическом анализе влияние экономических санкций крайне сложно, их только можно суммарно оценивать без различия на прямые и косвенные. В РФ, где влияние международных экономических санкций является очевидным, дополняется и происходит на фоне обострения «голландской» болезни. В то же самое время есть основания утверждать, что снижение цен нефть почти в 3 раза за последние 1,5- 2 года, есть один из скрытых инструментов не прямых санкционных действий, а лишь альтернативной веткой развития нефтяного сектора мировой экономки.

Евросоюз (а также США – прим. авт.) выбирает в качестве мишени отрасли, от доходов которых во многом зависит наполнение государственного бюджета РФ. История периода холодной войны повторяется в более сложных для России условиях глобализации. При этом экономика страны, как и десятилетия назад, сохраняет сырьевую специализацию, что приводит к неустойчивости ее хозяйства. России практически нечего противопоставить странам ЕС в войне экономических санкций. И дело не только в размере экономик. В период высоких цен на углеводороды была упущена возможность модернизировать архаичную отраслевую структуру, неприемлемую для страны, которая претендует на членство в ОЭСР [2, c.77].

Взаимозависимость между странами ЕС и РФ в торгово-экономических отношениях сильно варьируется, что приводит к различным точкам зрения о влиянии этих санкций, как на национальные государства, так и на интеграционные группировки, частью которых они являются. В таблице 1 приведены страны и показатели торговли между ними и РФ.

 

Таблица 1.

Торговая зависимость отдельных стран ЕС от РФ

 

Страны

Млрд евро (2014)

% импорта (2014)

Наибольший размер торговли с РФ

Германия

Нидерланды

Италия

Польша

Франция

65.6

31.7
25.7
24.1

16.6

4.0

5.7
4.6
10.3

1.9

Наибольший импорт из РФ

Литва

Болгария

Финляндия

Греция

Словакия

10.8

4.5

13.2

5.2

6.9

21.6

15.2
14.9
10.1

7.7

Источник: [10, c.4]

 

Таким образом, экономические санкции ЕС против РФ влияют и на страны ЕАЭС, поэтому в определенной степени можно утверждать, что экономические санкции ЕС (и других стран) опосредованно применяются и к ЕАЭС в целом.

Экономические санкции более действенны в отношении стран — традиционных хозяйственных партнеров, чем против давних соперников. Для России санкции со стороны США менее болезненны, чем со стороны стран — членов ЕС, признанного нашим (российским – прим. авт.) стратегическим партнером. На конец 2013 г. объем накопленных российских инвестиций в экономике США составил 4,1 млрд долл., а, например, в Нидерландах — 23,3 млрд долл. В свою очередь, инвестиций из США в России накоплено лишь 10,3 млрд, из Нидерландов — 68,2 млрд долл [2, c.69]. Вместе с тем, описанная зависимость весьма условна и по данным приведенным в таблице 2 видно, что в 2014 году произошло падение импорта стран ЕС из РФ, в том числе нефтяного.

 

Таблица 2.

Изменения в импорте из РФ в 2014 г. в сравнении с 2013 г.

 

Общий импорт, евро (€)

Нефтяной импорт, евро (€)

% изменения в общем объеме импорта в соотношении с изменениями в нефтяном импорте

Нидерланды

-3.905.808.002

-4,991.514.980

128

Болгария

-8803.655.755

-966.843.243

120

Финляндия

-1.861.471.446

-1.576.566.701

85

Литва

-1.632.670.925

-1.376.657.228

84

Греция

-1.770.787.046

-1.374.388.024

78

Франция

-415.674.416

-298.114.599

72

Польша

-1.578.731.991

-1.096.983.529

70

Германия

-2.821,332.520

-1.762.046.185

63

Италия

-4.033.184.590

-2,034.787.270

51

Словакия

-1.284.445.297

-548.898,120

43

Источник: [10, c.17]

 

В тоже время, отдельные страны, которые испытали снижение доходов от экспорта в Россию демонстрируют увеличение торговли на других географических рынках, в том числе ЕС-28. Так Германия увеличила общую стоимость экспорта в 2014 г. почти на 40 млрд евро, в то же время стоимость ее экспорта в Россию снизилась болем чем на 5 млрд евро по сравнению с аналогичным периодом. Точно так же, в Польше увеличилось общее значение экспорта почти на 9 млрд евро в 2014 г. по сравнению с 2013 г., при этом испытывая снижение стоимости ее экспорта в Россию более чем на 1 млрд евро, за тот же период [10, c.16].

Статистика взаимной торговли стран ЕАЭС демонстрирует что объем взаимной торговли товарами за I полугодие 2015 года, исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов ЕАЭС во взаимной торговле, составил 21,3 млрд. долл. США, или 74% к уровню I полугодия 2014 года.

По сравнению с I полугодием 2014 года удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по ЕАЭС увеличился с 11,4% до 12,6%. Доля взаимной торговли в общем объеме внешней торговли Республики Беларусь снизилась с 49,6% до 48,7%. По Республике Армения показатель возрос – с 23,3% до 24%, по Российской Федерации – с 6,9% до 7,6%, по Республике Казахстан – с 16% до 19,8% [6]. Данная тенденция свидетельствует о том, что переориентация товарных потоков стран ЕАЭС на внутрисоюзную происходит довольно медленно, можно даже сказать в пределах статистической погрешности, в сравнении с падением торговли с третьими странами и абсолютным падением внутренней торговли. Это может указывать на исчерпание потенциала роста внутренней торговли за счет статических и динамических эффектов создания торговли.

В таблице 3 представлены данные за 1 полугодие 2015 года о качестве взаимной торговли стран ЕАЭС.

 

Таблица 3.

Взаимная торговля государств – членов ЕАЭС по группам товаров в зависимости от их назначения (инвестиционные, промежуточные, потребительские), 1 полугодие 2015 г.

 

ЕАЭС

 

млн. долл. США

в % к итогу

В % к 1 полугодию 2014 г.

Экспорт - всего

21 303,1

100,0

74,0

из него:

 

 

 

Инвестиционные товары

1 543,4

7,2

57,1

Промежуточные товары
в том числе:

13 984,4

65,6

74,0

энергетические товары

6 683,8

31,3

78,4

прочие промежуточные товары

7 300,6

34,3

70,3

Потребительские товары
в том числе:

4 906,6

23,0

75,6

продовольственные товары

2 691,5

12,6

85,1

непродовольственные товары

2 215,1

10,4

66,6

Источник: [6]

 

В качественной структуре взаимной торговли наблюдается наибольшее падение в торговле инвестиционными товарами (42,9%), что накладывает дополнительное бремя на проблему экономического роста стран ЕАЭС и это происходит на фоне падения курса национальных валют - рубля РФ, тенге Казахстана, что также усложняет инвестиционный импорт из третьих стран, в первую очередь стран ЕС. Данная проблема закладывает долгосрочный тренд отсутствие ресурсной базы для инновационного роста экономик стран ЕАЭС. И вместе с тем, формирует запрос на дальнейшее институциональное развитие объединения до уровня валютного союза, с целью минимизации влияния колебаний валют на торговые отношения между странами. В этом проявляется амбивалентный характер экономических санкций, которые накладываются на РФ.

Одним из знаковых явлений в развитии интеграции ЕАЭС является стратегия формирования надежной статистики взаимной торговли, основанной на создании национальных таблиц «Затраты-выпуск», что в будущем может заложить фундамент в возможности проведения количественной оценки хозяйственной интеграции. На сегодняшний день такие исследования проводить невозможно в силу, попросту, отсутствия ведения такой статистике и составления соответствующих таблиц за исключением РФ.

В проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2016–2018 гг.», разработанном Центральным банком РФ, введённые против России санкции названы в числе главных факторов, которые будут препятствовать росту российской экономики в период 2016-2018 гг. — оцениваемые темпы годового роста лежат от 0 до -0,6% в сравнении с ожиданиями МВФ, что мировая экономика в этот период будет расти: среднегодовой темп её роста в 2014–2018 гг. составит 3,6% [9].

Международные санкции обнажают проблемы институциональных разрывов интеграции в ЕАЭС, делают их еще более актуальными с одной стороны – создают стимулы для адаптации к изменяющимся условиям, с другой являются угрозой существования всего объединения.

Повестка дня сегодняшней интеграции в рамках ЕАЭС формируется под влияниеv Р.Беларусь, которая на правах председательствующей в ЕАЭС страны форсирует инициативу по внедрению статуса «товара ЕАЭС». Ставки высоки, поскольку на кону, помимо привилегий в экспортном позиционировании и продвижении товаров на внешние рынки, еще и доступ к российскому плану мероприятий по импортозамещению в промышленности. Единое экономическое пространство и общая таможенная граница являются весомым доводом в пользу предоставления равных условий производителям внутри союза, но Россия придерживается позиции, что помимо географической привязки  важна степень локализации производства. Российский Минпромторг работает над критериями, соответствие которым даст товару статус евразийского. В свою очередь Беларусь предприняла очередную попытку увязать договоренности в рамках ЕАЭС с поставками газа. Теперь в зависимость от запуска общего рынка газа, запланированного после 2025 года, поставлено начало полноценной работы единого энергорынка ЕАЭС [8, c.99].

Все это свидетельствует о последовательном выстраивании институциональной компоненты в интеграционных процессах на территории стран ЕАЭС.

Таким образом, экономические санкции в отношении РФ имеют непосредственное влияние на экономическое развитие всего интеграционного объединения ЕАЭС, создает турбулентность во всем процессе интеграции.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что коллективные санкции ЕС, США и других стран в отношении РФ имеют негативное влияние на хозяйственную интеграцию стран ЕАЭС. Так уровень взаимной торговли в 2015г. снизился в годовом исчислении, по сравнению с 2014г. примерно на четверть.

В качественной структуре взаимной торговли наблюдается наибольшее падение в торговле инвестиционными товарами (42,9%), что накладывает дополнительное бремя на проблему экономического роста стран ЕАЭС и это происходит на фоне падения курса национальной валюты - рубля РФ.

Это свидетельствует об исчерпании потенциала роста внутренней торговли за счет динамических и статических эффектов создания торговли, которые возникают в условиях формирования и развития интеграционных институтов за счет выстраивания внешних барьеров в торгово-экономических отношениях с третьими странами.

Вместе с тем следует отметить, что процессы институциональной интеграции в ЕАЭС не имеют нисходящей тенденции и характеризуются выполнением всех запланированных мероприятий и более того вступлением новых членов, как то Армении, и совсем недавно Р.Кыргызстан.

 

Литература.

1. Китайские банки присоединились к санкциям против РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/kitayskie-banki-prisoedinilis-k-sankciyam-protiv-rf-1000677922

2. Клинова М. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом / М.Клинова, Е.Сидорова // «Вопросы экономики», 2014. ‑ №12. ‑ С. 67-79

3. Кожанов Н.А. Экономические санкции против Ирана: цели, масштабы, возможные последствия введения /Н.А. Кожанов. М., 2011. 268 стр.

4. Комитет по санкциям Совета Безопасности ООН [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.un.org/russian/sc/committees/

5. Лукашук И.И. Концепция права международной ответственности / И.И. Лукашук // Государство и право. – 2003. – № 4. – С. 79–87.

6. Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/Analytics_I_201506.pdf

7. Седляр Ю. О. Міжнародні санкції у світовій політиці: теорія і практика : [монографія] / Ю. О. Седляр. – Миколаїв : Вид-во ЧДУ ім. Петра Могили, 2013. – 412 с.

8. Хроника региональной интеграции за I квартал 2015 года [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.eabr.org/general//upload/CII%20-%20izdania/2015/EII-2-2015/eei_2_2015_maximcook.pdf

9. Экономика потеряет шесть лет [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/09/14/608516-ekonomika-poteryaet-shest-let?from=newsletter-editor-choice&utm_source=newsletter&utm_medium=content&utm_campaign=editor-choice&utm_term=news5

10. Economic Impact of 2014 Ukraine-Related Sanctions on the EU [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.conservancy.umn.edu/handle/11299/172521

 

References.

1. Kitajskie banki prisoedinilis' k sankcijam protiv, RF  [Online], available at:  http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/kitayskie-banki-prisoedinilis-k-sankciyam-protiv-rf-1000677922

2. Klinova, M. and Sidorova, E. (2014), “Jekonomicheskie sankcii i ih vlijanie na hozjajstvennye svjazi Rossii s Evropejskim sojuzom”, Voprosy jekonomiki, vol.12, pp. 67-79.

3. Kozhanov, N.A. (2011), Jekonomicheskie sankcii protiv Irana: celi, masshtaby, vozmozhnye posledstvija vvedenija [Economic sanctions against Iran: the objectives, scope, the possible consequences of the introduction of], Moscow, Russia, p.68.

4. Komitet po sankcijam Soveta Bezopasnosti OON, [Online], available at: http://www.un.org/russian/sc/committees/

5. Lukashuk, I.I. (2003), “Koncepcija prava mezhdunarodnoj otvetstvennosti”, Gosudarstvo i pravo, vol. 4, pp. 79–87.

6. Ob itogah vzaimnoj torgovli tovarami Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza, [Online], available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/Analytics_I_201506.pdf

7. Sedlyar, Yu. O. (2013), Mizhnarodni sanktsiyi u svitoviy politytsi: teoriya i praktyka [International sanctions in world politics: theory and practice], Vyd-vo ChDU im. Petra Mohyly, Mykolayiv, Ukraine, p. 412.

8. Hronika regional'noj integracii za I kvartal 2015 goda, [Online], available at:  http://www.eabr.org/general//upload/CII%20-%20izdania/2015/EII-2-2015/eei_2_2015_maximcook.pdf

9. Jekonomika poterjaet shest' let, [Online], available at: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/09/14/608516-ekonomika-poteryaet-shest-let?from=newsletter-editor-choice&utm_source=newsletter&utm_medium=content&utm_campaign=editor-choice&utm_term=news5

10. Economic Impact of 2014 Ukraine-Related Sanctions on the EU, [Online], available at:  http://www.conservancy.umn.edu/handle/11299/172521

 

Стаття надійшла до редакції 18.09.2015р.