EnglishНа русском

Ефективна економіка № 1, 2016

Переглянути у форматі pdf

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ НА УСЛОВИЯХ КОНЦЕССИИ В ПОРТОВУЮ ОТРАСЛЬ УКРАИНЫ
О. В. Воркунова, Н. В. Ярова

УДК 338.1:627.217

 

О. В. Воркунова,

к. э. н., доцент, доцент кафедры «Экономика предприятия и предпринимательства на морском транспорте»,

Одесский национальный морской университет, г. Одесса

Н. В. Ярова,

к. э. н., доцент, доцент кафедры «Экономика предприятия и предпринимательства на морском транспорте»,

Одесский национальный морской университет, г. Одесса

 

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ НА УСЛОВИЯХ КОНЦЕССИИ В ПОРТОВУЮ ОТРАСЛЬ УКРАИНЫ

 

O. V. Vorkunova,

c.e.s., docent, docent department of "Economics of enterprise and entrepreneurship in the maritime transport",

Odessa National Maritime University, city Odessa

N. V. Yarova,

c.e.s., docent, docent department of "Economics of enterprise and entrepreneurship in the maritime transport",

Odessa National Maritime University, city Odessa

 

THE POSSIBILITY OF FOREIGN INVESTORS` ATTRACTING ON THE TERMS OF THE CONCESSION IN THE PORT INDUSTRY OF UKRAINE

 

Развития морских торговых портов в современных условиях является привлечение иностранных инвестиций, то есть необходимых для поддержания высокого уровня конкурентоспособности.

В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия государства и частного сектора, условия привлечения частных инвестиций, которые являются необходимыми для внедрения механизма государственно-частного партнерства, а также создания органа, который бы обеспечивал институциональное сопровождение проектов.

Инвестиционная политика государства является решающим фактором создания благоприятного правового режима для иностранных инвестиций. В Украине система государственных органов исполнительной власти, которые разрабатывают и реализуют государственную политику в отрасли иностранного инвестирования, постоянно меняется. Возможным инструментов выхода из сложившейся ситуации, может выступать заключение концессионного договора. Интересы государства заключаются в том, что оно перекладывает затраты по инвестированию и содержание своего имущества на частный сектор, также государство пополняет бюджет за счет поступления концессионных платежей, снимает с себя финансирование государственных объектов, и это все решает социально-экономические проблемы.

 

Development of Commercial Seaports in modern conditions is to attract foreign investment, that is necessary to maintain a high level of competitiveness.

The article describes the basic principles of interaction between the state and the private sector, the conditions for attracting private investments, which are necessary for the implementation of public-private partnerships, as well as the creation of a body that would provide institutional support projects.

The investment policy of the state is crucial to create a favorable legal environment for foreign investment. In Ukraine, the system of state executive bodies that develop and implement the state policy in the field of foreign investment, is constantly changing. A possible tool out of the situation, can be a conclusion of the concession contract. State interests lie in the fact that it shifts the costs of investment and maintenance of their property to the private sector, as the state adds to the budget due to revenue of concession payments disclaims financing public facilities, and it is all about social and economic problems.

The concession mechanism is widely used in many foreign countries as an effective tool maintenance and modernization of state-owned assets in the various sectors of the economy, including in the port industry.

Consequently, the public-private partnership is not a perfect tool for solving the current structural problems of the public sector. However, it should be noted that it may be regarded as a means to accelerate the solution of social problems. In this regard, public administrations tend to organize their activities on the basis of: with business agreements, attract foreign investment, service orientation, fully decentralized responsibility for the implementation and finance, coming into competition with domestic and foreign partners, the creation of a special body that would ensure institutional support for public-private partnership projects.

 

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, предприятия портовой деятельности, концессия, инвестирование.

 

Keywords: public-private partnership, enterprise port activities, concession, investments.

 

 

Постановка проблемы. В последнее время наблюдается тенденция снижения роли Украины как морской державы. От нестабильности и неурегулированности нормативно-законодательной базы снижается эффективность и качество работы портов, перегрузочных комплексов, судостроительных и судоремонтных заводов, а также других организаций, занятых в транспортном процессе. В Украине множество проблем развития транспортной системы, с которыми сталкиваются предприятия портовой деятельности, не могут быть решены исключительно за счет бюджетных средств. Данная проблема была известна многим развитым странам на протяжении последних лет.

В последние годы в мировой экономике происходят значительные институциональные изменения в отраслях, которые раньше, как правило, находились в государственной собственности и государственном управлении: энергетике, коммунальном хозяйстве, автодорожном, железнодорожном и магистральном трубопроводном транспорте, морских портах [10].

Так же, не стоит забывать и о том, что портовой бизнес в Украине все менее привлекателен для грузовладельцев. Тарифы на грузопереработку регулируются государством, и уже долгое время не пересматривались (в интересах крупных экспортеров). В то же время себестоимость грузопереработки растет неуклонно. В связи с этим норма прибыли предприятий, работающих в сфере портовых услуг, снижается. Заработать на них грузовладельцам трудно.

По всем этим причинам наиболее перспективным экономически является привлечение в порты Украины компаний - профессиональных операторов портовых терминалов, компаний, профессионально работающих в сфере перевозок. Именно они обладают необходимым опытом и ресурсами для адекватной модернизации терминалов в украинских портах.

Принятие в 2010 году Закона Украины о «Государственно-частном партнерстве», который определяет правовые основы государственной политики в сфере государственно-частного партнерства и основные принципы взаимодействия государства с частным сектором экономики на договорной основе, является выходом из сложившейся ситуации.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это способ организации отношений между государством и бизнесом с целью реализации проектов во многих сферах деятельности. Как правило, такие отношения имеют срочный характер, поскольку на определенный срок для осуществления конкретного проекта создаются хозяйственные связи, которые прекращают своё существование после реализации данного проекта [5].

В мировой практике, уже давно используются понятия и механизмы государственно-частного партнерства, путем привлечения частных компаний для долговременного финансирования и управления общественной инфраструктурой, включая широкий круг объектов.

Нехватка государственных средств и неготовность государства к передаче отдельных прав на инфраструктуру инвесторам в рамках государственно-частного партнерства, а также риск инвестирования в капиталоемкие объекты при отсутствии гарантий со стороны государства приводят к дефициту инвестиций в портовое хозяйство Украины.

Без привлечения отечественного и международного капитала на базе ГЧП - механизма, испытанного международной практикой, недостаток инвестиционных средств, просто невозможно преодолеть [5].

Характерной чертой развития морских торговых портов в современных условиях является привлечение иностранных инвестиций, так как уровень внутреннего накопления капитала не соответствует потребностям в иностранных ресурсах, необходимых для поддержания высокого уровня конкурентоспособности.

Среди причин низкого уровня иностранных инвестиций необходимо отметить отсутствие единой государственной инвестиционной политики стратегии развития морских портов Украины, низкий уровень инвестиционной правовой базы, относительно международной, а также высокий уровень динамики развития морских торговых портов соседних государств.

В условиях инвестиционного риска в Украине привлечение иностранных инвестиций в морехозяйственный комплекс государства может обеспечить решение задач, которые обеспечивают реализацию программ будущего экономического роста.

Инвестиционная политика государства является решающим фактором создания благоприятного правового режима для иностранных инвестиций, так как регулирование иностранного инвестирования совершается с использованием национально-правовых источников. Следовательно, для Украины, актуальные не только экономические, организационные и административные условия привлечения и использования иностранных инвестиций, а и формирование постоянных и эффективных правовых основ регулирования международной инвестиционной деятельности.

Обзор последних исследований и публикаций. Не смотря на большое количество публикаций, как украинских, так и иностранных авторов, которые посвящены проблемам привлечения иностранных инвестиций в порты Украины, недостаточно внимания уделено вопросу инструментария привлечения иностранных инвестиций [1, 2, 9, 10, 11, 13, 15].

В связи с этим существует необходимость в исследовании теоретической базы, международного опыта и возможность их использования в современных условиях развития украинских портов.

Первым законодательных актом, который определил общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины, стал Закон «Об инвестиционной деятельности» от 18 сентября 1991 г. В преамбуле Закона сказано, что он направлен на обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности [6].

Первым актом, которым был урегулирован процесс иностранного инвестирования в Украине, стал закон «Об иностранных инвестициях» от 13 марта 1992 г. Этот законодательный акт имел целью полнее урегулировать деятельность иностранных инвесторов в Украине, установить для них четкие правила поведения. Нерезидентам был предоставлен широкий круг прав и преференций (особенный льготный режим).

19 марта 1996 г был принят Закон «О режиме иностранного инвестирования», который с изменениями и дополнениями действует и по сей день [7].

Четко определено, что государственная регистрация иностранных инвестиций совершается только после фактического их внесения, а раньше эти инвестиции можно было регистрировать и до момента фактического внесения, то есть могли регистрировать только намерение вложить средства нерезидентом. Кроме того, органы власти получили возможность использовать достоверную информацию касательно совершения иностранных инвестиций. Практика предоставления гарантий и льгот предприятий с иностранными инвестициями стала более совершенна.

Задача исследования. Цель данной статья является рассмотрение существующих условий для привлечения частных инвестиций, которые являются необходимым для внедрения механизма государственно-частного партнерства, а также создания органа, который бы обеспечивал институциональное сопровождение проектов ГЧП.

Основной материал исследования. Законодательство Украины об иностранных инвестициях имеет комплексный, межотраслевой характер. Одновременно практически самую важную роль в урегулировании иностранных инвестиций играет гражданское право. Нормы гражданского законодательства, которые регламентируют иностранные инвестиции, находятся в Гражданском кодексе и в других гражданско-правовых законах и подзаконных актах. Иностранные инвесторы выступают участниками гражданского оборота в Украине наравне с украинскими субъектами по некоторым исключениям. Следовательно, нормы гражданского права регулируют значительную часть общественных отношений, которые появляются во время совершения иностранного инвестирования, и эта отрасль права играет важную роль в регламентации названного процесса.

Изучая опыт правового регулирования иностранного инвестирования в других государствах, может сформулировать определенные общие принципы. Потребность в специальном законодательстве возникает, как правило, в странах, которые развиваются, и странах переходящей экономики. Они стремятся создать льготный инвестиционный режим и привлекательный инвестиционный климат с целью активизации  воспроизводимых процессов, что обеспечило бы их развитие и подъем.

Такие тенденции наблюдались в Африке, где в свое время принимались Кодексы иностранных инвестиций и другие нормативно-правовые акты, в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия), где даже принимали отраслевые законы. Большое внимание иностранным инвестициям уделяет законодательство Ирана, Индии, Филиппин и других стран.

Известно, что в государствах и развитой экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов про иностранное инвестирование не существует. Как правило, к резидентам и нерезидентам применяются одинаковые правовые предписания. Это объясняется тем, что потребности в специальном регламентировании деятельности иностранного инвестора не возникает.

Большинство бывших социалистических стран приняли специальные законодательные акты в сфере иностранного инвестирования, которые предусматривали создание в условиях переходной экономики особенного правового режима для нерезидента. Самое детальное законодательство в сфере иностранного инвестирования имеет Китай. Первые законы тут приняты еще в 1979 г.

Регулирование иностранного инвестирования в Украине совершают многочисленные министерства и ведомства, которые формируют и реализуют государственную политику в порученных сферах управления, в рамках своей компетенции выдают акты управления, организовывают и контролируют их выполнение.

Следует отметить, что в Украине система государственных органов исполнительной власти, которые разрабатывают и реализуют государственную политику в отрасли иностранного инвестирования, постоянно меняется.

Одним из возможных инструментов может выступать заключение концессионного договора. По средствам внедрения в практику хозяйствования концессионных договоров, иностранному инвестору представляется на срочной и возмещающей основе право использования природными ресурсами и имуществом, которое является государственной и муниципальной собственностью. Наиболее востребованной формой инвестирования производства среди Европейских стран является именно концессия.

Значение договора концессии определено в хозяйственном кодексе Украины, статья 406 Концессионная деятельность в Украине.

«Концессия - это предоставления с целью удовлетворения общественных потребностей уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе отечественным или иностранным субъектам хозяйствования (концессионерам) права на создание (строительство) и/или управление (эксплуатацию) объектом концессии при условии взятия концессионером на себя соответствующих обязательств, имущественной ответственности и предпринимательского риска [3].

Концессионная деятельность в Украине базируется на таких основах [3]:

- объединение государственного регулирования концессионной деятельности и осуществления ее на основании концессионного договора;

- выбор концессионеров преимущественно на конкурсной основе;

- комплексное и оплатное использование объекта концессии, участие государства, органов местного самоуправления в частичном финансировании объектов концессии социального назначения;

- взаимная выгода сторон в концессионном договоре, распределение рисков между сторонами концессионного договора;

- государственное гарантирование инвестиций концессионеров;

- стабильность условий концессионных договоров;

- обеспечение прав и законных интересов потребителей продукции (услуг), которые предоставляются концессионерами.

За последние 10-15 лет в мире реализованы тысячи больших и малых, успешных и неудачных концессионных проектов. Концессионное законодательство существует сейчас более чем в 120 странах мира с разными гражданскими и государственными устройствами.

Среди достоинств концессионной формы привлечения инвестиционного капитала можно выделить следующие:

- концессии снимают государственную нагрузку с государства, поскольку концессионер принимает на себе обязательства осуществлять все затраты по финансированию, управлению и текущему ремонту объектов, которые переданы в концессию, покрывая свои затраты, например через тариф;

- концессии устанавливают достаточно жесткие долговременные юридические оформления, а именно стабильные отношения между государством и концессионеров;

- концессионные договора позволяют привлекать частный, в том числе иностранный капитал без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами.

Таким образом, интересы государства заключаются в том, что оно перекладывает затраты по инвестированию и содержание своего имущества на частный сектор, также государство пополняет бюджет за счет поступления концессионных платежей, снимает с себя финансирование государственных объектов и наконец решает социально-экономические проблемы.

Интересы частного бизнеса в концессионных проектах состоят в том, что:

- концессионер получает на долговременное управление государственные активы, которые ему не принадлежат, на льготных условиях платы за концессию, которая является в некотором смысле аналогом арендной платы;

- инвестировав, концессионер имеет достаточно гарантий возвращения средств, поскольку государство как партнер концессионера несет ответственность за обеспечение минимального уровня рентабельности;

- концессионер, имея хозяйственную свободу, может за счет повышения продуктивности труда, нововведений увеличить прибыльность бизнеса во время действия срока концессии, и при этом срок концессии не уменьшается.

Концессионный механизм активно используется во многих зарубежных странах в качестве эффективного инструмента эксплуатации и модернизации государственных активов в различных отраслях экономики, в том числе в портовой отрасли.

К примеру, в портах Турции было отмечено весомое значение частных портов (41 предприятие), которые обхватывают 67% обработки контейнеров. Увеличение доли собственного капитала в портовой деятельности Турции, свидетельствует об эффективности концессии.

Порт Генуя является одним из главных транспортных узлов и логистических центров Средиземноморья, которое стало следствием реформирования организационно-экономической структуры, основой которого стала передача в концессию. Концессия проводилась в два этапа: первый - это создание государственных акционерных компаний на базе основных подразделений порта (терминалы, лоцманская служба, дноуглубительные работы, экологическая служба, системы телематики), второй - передача акций компании администрацией порта частным операторам на основе концессии. Терминалы со всей инфраструктурой (причалами, средствами механизации, коммуникациями, подъездными путями и другое) в 1992 году были переданы в концессию частным операторам на 20-25 лет, которые могут самостоятельно организовывать производственный процесс. За счет этого существенно снижаются цены на погрузо-разгрузочные работы, что повышает уровень конкурентоспособности порта на международном рынке стивидорных услуг. Администрация порта в свою очередь выполняет по отношению к концессионеру контролирующие функции, которые являются разновидностью аудита.

Анализ практики регулирования иностранного инвестирования в Украине дает возможность сделать вывод, что аппарат государства использует разнообразные методы и рычаги, а именно: создание специальных (свободных) экономических зон и внедрение в таких зонах льготного режима хозяйственной и инвестиционной деятельности, создание льготного таможенного режима для иностранных инвесторов, меры поощрения реинвестиций. Примерами использования административных рычагов могут быть: определение порядка регистрации иностранных инвестиций, оценка иностранных инвестиций, перечисление прибыли иностранных инвесторов за границу.

Правовые формы в практике государственного регулирования иностранного инвестирования используются значительно чаще, чем внеправовые. Примерами применения правовых форм могут быть: издание законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, инструкций и приказов государственных органов исполнительной власти.

Примерами применения внеправовых форм могут быть: применение средств агитаций должностными лицами при общении с потенциальными инвесторами, проведение совещаний и заседаний с участием иностранных инвесторов, работа консультативно-совещательных органов, на которые приглашаются иностранные инвесторы.

Выводы. В Украине решается сложная проблема – реализация концепции административной реформы, которая должна, по сути, определить принципы реформирования управления обществом и государством.

Следовательно, государственно-частное партнерство не является совершенным средством решения текущих структурных проблем государственного сектора. Но, следует отметить, что оно может быть расценено как средство ускорения решения общественных задач. Если политический приоритет отдается формулированию целей и их контролю и регулированию, государственный сектор должен стать намного более эффективным относительно своих внутренних процессов принятия решений.

В связи с этим государственные администрации стремятся организовывать свою деятельность на основе: соглашений с бизнесом, привлечения иностранных инвестиций, ориентации на предоставление услуг, полной децентрализованной ответственности за реализацию и финансы, вступления в конкуренцию с национальными и иностранными партнерами, создания специального органа, который бы обеспечивал институциональное сопровождение проектов государственно-частного партнерства.

 

Список литератури.

1. Барышникова В.В. Современный порт в логистической цепочке доставки грузов / В.В. Барышникова // Економіка та управління підприємствами машинобудівної галузі: проблеми теорії та практики. – 2009. – № 4. – С. 15 – 26.

2. Боняр С.М. Аналіз роботи морських торговельних портів України / С.М. Боняр, Я.Р. Корнійко [електронний ресурс] – Режим доступу: URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/Vodt/2012_3/narezka/Vnutr_3_15__2012__109_.pdf

3. Господарський кодекс України від 16.01.2003 № 436-IV  [електроний ресурс] / Відомості Верховної Ради України. – База даних «Законодавство України»: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/436-15

4. Закон України від 11.08.2013 № 4709-17 – ВВР «Про морські порти України» [електроний ресурс] / Відомості Верховної Ради України. – База даних «Законодавство України»: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/4709-17

5. Закон України від 01.07.2010 № 2404-VI – ВВР «Про державно-приватне партнерство» [електроний ресурс] / Відомості Верховної Ради України. – База даних «Законодавство України»: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2404-17

6. Закон України від 18.09.1991 № 1560-XII – ВВР «Про інвестиційну діяльність» [електроний ресурс] / Відомості Верховної Ради України. – База даних «Законодавство України»: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/1560-12.

7. Закон України від 19.03.1996 № 93/96- ВВР «Про режим іноземного інвестування» [електроний ресурс] / Відомості Верховної Ради України. – База даних «Законодавство України»: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/93/96-вр.

8. Как привлечь инвестиции в порты / Экономика и управление. – № 04 (126). – 2013 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://portsukraine.com/node/3250

9. Колесникова К.И. Частно-государственное партнерство: опыт зарубежных стран и перспективы для России // Научный вестник. – 2008. Вып. 3. – С. 16–17.

10. Котлубай М.И. Становление морского транспорта в рыночной среде: Монография. – ИПРЭЭИ НАН Украины. – Одесса: «Феникс», 2005. – 224 с.

11. Перспективы государственно-частного партнерства в портовом бизнесе / ЮРИСТ&ЗАКОН. – № 17. – 11.08.2010 – 17.08.2010 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/print/EA000502.html

12. Торкатюк В.И. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Украину [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eprints.ksame.kharkov.ua/3559/1/3941_%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8E%D0%BA.pdf>.

13. Шпак Н. Порты: возможно ли государственно-частное партнерство // Порты Украины. – 2008. – Вып. 4. – С. 23-24.

14. Утверждена концепция развития инвестиционной деятельности в Украине на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: <http://building.ua/Utvergdena koncepciya-razvitiya-investicionnoy-deyatelnosti-v-Ukraine-na-2011-2015-gg>.

15. Чекаловец В.И. Морские торговые порты Украины в условиях Европейской интеграции / В.И. Чекаловец, Г.П. Скворцов, С.В. Крыжановский // Транспорт. –  2007. № 30 (458). – С. 63 – 68.

 

References.

1. Baryshnikov VV. (2009). Sovremennyj port v logisticheskoj cepochke dostavki gruzov [Modern port in the logistic chain of cargo delivery]. Ekonomіka ta upravlіnnja pіdpriєmstvami mashinobudіvnoї galuzі: problemi teorії ta praktiki. – [Ekonomіka that upravlіnnya pіdpriєmstvami mashinobudіvnoї the Branch : the problem is the practice theory], № 4. - рр. 15 - 26 [in Russian].

2. CM. Bonyar , YR Kornіyko. Analiz roboty mors'kyh torgovel'nyh portiv Ukrai'ny [elektronnyj resurs], Rezhym dostupu: URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/Vodt/2012_3/narezka/Vnutr_3_15__2012__109_pdf [in Ukrainian].

3. Gospodars'kyj kodeks Ukrai'ny vid 16.01.2003 № 436-IV [Economic Code of Ukraine of 16.01.2003 № 436- IV] [elektronyj resurs], Vidomosti Verhovnoi' Rady Ukrai'ny, Baza danyh «Zakonodavstvo Ukrai'ny»: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/436-15

4. Zakon Ukrai'ny vid 11.08.2013 № 4709-17 – VVR «Pro mors'ki porty Ukrai'ny» [The Law of Ukraine of 11.08.2013 № 4709-17 - BD "On sea ports of Ukraine "] [elektronyj resurs] / Vidomosti Verhovnoi' Rady Ukrai'ny, Baza danyh «Zakonodavstvo Ukrai'ny»: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/4709-17

5. Zakon Ukrai'ny vid 01.07.2010 № 2404-VI – VVR «Pro derzhavno-pryvatne partnerstvo» [The Law of Ukraine from 01.07.2010 number 2404 -VI - BD «On Public Private Partnership»] [elektronyj resurs] / Vidomosti Verhovnoi' Rady Ukrai'ny, Baza danyh «Zakonodavstvo Ukrai'ny»: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2404-17

6. Zakon Ukrai'ny vid 18.09.1991 № 1560-XII – VVR «Pro investycijnu dijal'nist'» [Law of Ukraine from 18.09.1991 number 1560 -XII - BD «On investment activity»] [elektronyj resurs] / Vidomosti Verhovnoi' Rady Ukrai'ny, Baza danyh «Zakonodavstvo Ukrai'ny»: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/1560-12

7. Zakon Ukrai'ny vid 19.03.1996 № 93/96- VVR «Pro rezhym inozemnogo investuvannja»  [Law of Ukraine of 19.03.1996 number 93/ 96- BD « On foreign investments»] [elektronyj resurs], Vidomosti Verhovnoi' Rady Ukrai'ny, Baza danyh «Zakonodavstvo Ukrai'ny»: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/93/96-vr

8. Kak privlech' investicii v porty (2013) [How to Attract investment in the ports]. Jekonomika i upravlenie  [Economics and Management], № 04 (126), [Jelektronnyj resurs], Rezhim dostupa: http://portsukraine.com/node/3250 [in Russian].

9. Kolesnikov KI. Chastno-gosudarstvennoe partnerstvo: opyt zarubezhnyh stran i perspektivy dlja Rossii [Public-private partnership: the experience of foreign countries and the prospects for Russia], Nauchnyj vestnik, issue 3, 2008, рр. 16–17 [in Russian].

10. Kotlubay MI. Stanovlenie morskogo transporta v rynochnoj srede [Formation of sea transport in the market environment]: Monografija, IPRJeJeI NAN Ukrainy,Odessa: «Feniks», 2005, 224 р. [in Russian].

11. Perspektivy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v portovom biznese [Prospects for public-private partnership in the port business], JuRIST&ZAKON [LAWYER & LAW], № 17, 11.08.2010 – 17.08.2010 [Jelektronnyj resurs], Rezhim dostupa: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/print/EA000502.html [in Russian].

12. Torkatyuk VI. Problemy privlechenija inostrannyh investicij v Ukrainu [Problems of attraction of foreign investments in Ukraine] [Jelektronnyj resurs], Rezhim dostupa: http://eprints.ksame.kharkov.ua/3559/1/3941_%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8E%D0%BA.pdf> [in Russian].

13. Shpak N. Porty: vozmozhno li gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo [Ports: Can public-private partnership], Porty Ukrainy, 2008,issue 4. – рр. 23-24 [in Russian].

14. Utverzhdena koncepcija razvitija investicionnoj dejatel'nosti v Ukraine na 2011-2015 gg. [Approved the concept of development of investment activity in Ukraine in 2011-2015] [Jelektronnyj resurs], Rezhim dostupa: http://building.ua/Utvergdena koncepciya-razvitiya-investicionnoy-deyatelnosti-v-Ukraine-na-2011-2015-gg [in Russian].

15. Chkalovets VI, Skvortsov GP, Kryzhanovsky SA. Morskie torgovye porty Ukrainy v uslovijah Evropejskoj integracii  Transport [Marine commercial ports of Ukraine in terms of European integration],  2007,  № 30 (458), рр. 63 – 68 [in Russian].

 

 Стаття надійшла до редакції 10.01.2016 р.