EnglishНа русском

Ефективна економіка № 5, 2011

УДК 316.4+301+351.13

И. Л. Иншин,

соискатель кафедры маркетинга

Донецкого государственного университета управления

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА С УЧЕТОМ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

MODELING OF THE PROCESS OF MANAGEMENT INTERACTION STATE AND BUSINESS WITH PROVISION FOR THREATS OF ECONOMIC SAFETY

 

В статье разработана адаптированная к макроэкономическим условиям экономико-математическая модель в составе инструментов механизма управления процессами согласованной совместной деятельности государственных и частных институтов, основанная на количественных и качественных характеристиках системы взаимодействия государства и бизнеса, интегрированной в структуру угроз экономической безопасности, и выявленных причинно-следственных связях между основными компонентами экономической системы.

Ключевые слова: государство, бизнес, взаимодействие, имитационная модель, экономическая безопасность, управляющие воздействия, сценарный блок.

 

In article is designed adapted to macroeconomic condition economic and mathematical model in composition instrument mechanism of management process coordinated joint activity state and quotient institute, founded on quantitative and qualitative feature of the system of the interaction state and business integrated in structure of the threats to economic safety, and revealed causal relationship between the main component of the economic system.

Key words: state, business, interaction, simulation model, economic safety, controlling influences, scenario block.

 

Введение. Неотъемлемым условием нормального функционирования рыночной экономики является конструктивное взаимодействие бизнеса и структур государственной власти. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от и зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социально ответственных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником и мотором развития и приращения общественного богатства. В последние десятилетия в экономике ряда развитых и развивающихся стран складывается совершенно особое качество взаимодействия бизнеса и власти, обычно называемое партнерством и выходящее за рамки как хорошо известных дирижизма и патернализма со стороны государства, так и простого использования властными структурами возможностей предпринимателей для реализации общественно значимых целей. Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления [1, c.148].

Теоретико-эмпирическая важность решения проблемы управления  взаимодействием государства и бизнеса в сочетании с недостаточной разработанностью принципов, стратегий и технологий управления межсекторными партнерскими отношениями, дефицитом обоснованных рекомендаций по стимулированию и регулированию взаимодействия государственных институтов и коммерческих компаний и слабым инструментарно-информационным обеспечением механизма управления обусловили выбор подхода к моделированию процессов взаимодействия государства и бизнеса с учетом критериев обеспечения экономической безопасности.

Постановка задачи. Проблемам межсекторного взаимодействия государства и бизнеса посвящены работы А.С. Автономова, Т.В. Арцер [1], М.А. Дерябиной [2], И.В. Заблодской [3], И.Ю. Околишниковой [4], А.Ю. Никитаевой [5], Д.Д. Розенкова, М.А. Луговой [6], Е.В. Мартяковой, Т.В. Василенко, Я.В. Семенова, В.В. Смыкова, А.И. Турчинова [7], А.Н. Чириковой, Ф.И. Шамхалова,  [8], В.Н. Якимца и др.

Изучение научных и методических разработок отечественных и зарубежных ученых, посвященных различным методологическим подходам к проблемам взаимодействия государства и бизнеса показало, что многие из них имеют преимущественно общетеоретический характер [2, 7, 8]. Поэтому они не могут служить достаточной методологической базой для разработки моделей, отражающих процесс и результаты взаимодействия государства и бизнеса. В них содержится недостаточно материалов, в которых бы рассматривалась данная проблема в аспекте влияния системы взаимодействия на обеспечение экономической безопасности на макро- и мезоуровнях. Кроме того, в настоящий момент не отражены вопросы взаимодействия государства и бизнеса в условиях экономического кризиса и роста угроз экономической безопасности.

Недостаточная систематизация социально-экономических способов взаимодействия государства и бизнеса, отсутствие единства взглядов ученых и практиков на процедуры моделирования и статистического описания данных процессов на макроуровне, определили цель данной статьи.

Результаты. Принятие решений о выборе моделей управления взаимодействием институтов государства и межрегиональных и транснациональных корпораций в экономической системе региона целесообразно осуществлять с учетом оценки степени соответствия деятельности крупного бизнеса приоритетам развития региона [4, c. 4-10]. В случае доминирования в регионе интересов корпоративных структур, входящих в противоречие с целями развития экономической системы региона, возможно согласование усилий региональных органов власти и коммерческих компаний посредством вовлечения более широкого спектра их интересов в постоянное взаимодействие с государством, применения прямых и косвенных мер государственного стимулирования их участия в приоритетных направлениях регионального развития для ограничения влияния корпоративного капитала. Это позволит усовершенствовать институциональные условия отношений государства и бизнеса за счет специализации и рассредоточения возникающих отношений, ослабления рычагов корпоративного лоббирования в результате увеличения числа субъектов сотрудничества и повышения эффективности взаимодействия институтов государства и бизнеса [6, c. 149]. При этом в русле набирающей силы общемировой тенденции распространения концепции устойчивого развития в корпоративном управлении и роста значения социальной ответственности бизнеса государственные структуры рассматриваются менеджментом компаний в качестве одной из значимых групп внешних групп влияния, что расширяет существующие резервы форм сотрудничества.

В работе [5, c. 78-84] А.Ю. Никитаевой на основе системного и когнитивного подходов сконструирована экономико-математическая модель, в которой представлены базовые элементы региональной системы взаимодействия государства и бизнеса во взаимосвязи с компонентами региональной экономики и отражены функциональные зависимости между выделенными блоками факторов, определяющих сущностные характеристики указанного взаимодействия в мезоэкономической проекции. В работе [5, c.79] построен знаковый ориентированный граф  где: V – множество вершин (концептов ), которые являются элементами изучаемой автором системы взаимодействия государства и бизнеса и включают концепты: «региональный бюджет», «государственные органы», «население региона», «региональные рынки товаров и услуг», «институциональная среда», «бизнес», «инвестиции», «инновации», «взаимодействие государства и бизнеса» и «региональные рынки»;  Е – множество дуг (), которые отражают положительную (+) или отрицательную (-) взаимосвязь между вершинами Vi  и Vj. В дальнейшем он преобразован в векторный функциональный граф  где: - ориентированный граф; X – множество параметров вершин V;  (то есть каждой вершине ставится в соответствие вектор независимых друг от друга параметров X(Vi));  – функционал преобразования дуг.

В ходе апробации указанной системно-функциональной модели с применением циклических процедур автором проведен сценарный анализ влияния  взаимодействия государства и бизнеса на изменение целевых факторов регионального развития («население региона», «региональный бюджет», «бизнес») для определения направлений, масштабов и силы управленческих воздействий, обеспечивающих перевод экономической системы региона в желаемое состояние и оценки перспектив применения адаптированной методологии для повышения обоснованности и качества принимаемых решений.

Проведенный эксперимент позволил автору сделать вывод о том, что позитивные и негативные импульсы в вершину «взаимодействие государства и бизнеса» (имеющие на практике четкую экономико-управленческую интерпретацию) оказывают более сильное влияние на состояние целевых факторов, чем управленческие импульсы в другие концепты построенной модели. Более того, при одновременном внесении разнонаправленных импульсов в управляющие концепты, одним из которых является «взаимодействие государства и бизнеса», через несколько тактов моделирования динамика изменения целевых показателей практически полностью определяется тенденциями развития отношений государства и бизнеса.

Критический анализ данной модели по-нашему мнению показывает ее исключительную направленность на решение проблем регионального характера, что в масштабах российской экономики чрезвычайно важно, однако в украинских реалиях проблема переходит на макроуровень (причина – более высокая степень территориальной централизации). Недостатком модели можно считать близкую взаимосвязь между векторами графа, их частичное дублирование, необходимость перенастройки модели для решения узких задач.

Основываясь на логических посылках представленной процедуры моделирования нами предлагается совершенно иной формат моделирования процессов взаимодействия государства и бизнеса. Критериальной базой модели выступает задача снижения угроз экономической безопасности, развитие данной системы в сторону совершенствования взаимодействия государства и бизнеса, сценарный блок. Целью разработки имитационной динамической модели управления взаимодействием государства и бизнеса в системе экономической безопасности является определение интенсивности управляющих воздействий для обеспечения экономической безопасности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: разработать иерархическую систему индикаторов экономической безопасности; определить граничные значения системы индикаторов, определяющие зону экономической безопасности и зону риска; определить факторы, по которым будет производиться управляющее воздействие; смоделировать набор сценариев взаимодействия государства и бизнеса и определить, какой сценарий обеспечивает рост экономической безопасности с учетом результативности управляющих воздействий в подсистеме «государственно-частное партнерство».

На рис. 1 изображена гипотеза о взаимодействии факторов в предлагаемой модели.

 

Рис.1.  Гипотеза о иерархии факторов, подсистем и результативности в модели сценариев взаимодействия государства и бизнеса

 

Для построения модели необходимо разработать систему индикаторов, позволяющую оценить уровень экономической безопасности при разных управляющих воздействиях. Трехуровневая система индикаторов представлена на рис. 2.

 

Рис. 2.  Иерархическая система индикаторов оценки угроз экономической безопасности

 

Для определения эффективности управляющих воздействий необходимо определить граничные значения системы индикаторов.

В модели критические зоны представленных индикаторов обозначены красным, оранжевым и фиолетовым цветом для индикаторов первого, второго и третьего уровней соответственно.

Управляющие воздействия будут производиться по следующим факторам:

01  - Увеличение затрат на поддержку сельского хозяйства, %.

02  - Увеличение расходов государственного бюджета, %.

03  - Увеличение уровня инвестиций в основной капитал бизнес-структурами, %.

04  - Увеличение финансирования науки, %.

05  - Увеличение финансирования социальных программ, %.

06  - Увеличение числа проектов государственно-частного партнерства, %.

07  - Увеличение расходов региональных бюджетов, %.

Предельные значения индикаторов, формирующих в авторской трактовке систему обеспечения экономической безопасности (позволяют снижать общий уровень угроз) представлены в табл. 1.

 

Таблица 1 (фрагмент)

Граничные значения индикаторов модели

Индикатор

Обозначение

Диапазон принимаемых значений

Критическая зона

Зона экономической безопасности

Индикаторы первого уровня (красный цвет критической зоны)

27 Доля импортных продуктов питания

D01

[0;100]

[30;100]

[0;30)

28 Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности

D02

[0;100]

[45;100]

[0;45)

………..

………..

……….

…………

………

38 Изменение рейтинга безопасности регионов

D12

[0;100]

[0;30]

(30;100]

Индикаторы второго уровня (оранжевый цвет критической зоны)

39 Оценка состояния экономической сферы

E1

[0;100]

[0;35]

(35;100]

40 Оценка состояния социальной сферы

E2

[0;100]

[0;60]

(60;100]

41 Оценка состояния демографической сферы

E3

[0;100]

[0;60]

(60;100]

42 Оценка состояния теневой экономики

E4

[0;100]

[0;50]

(50;100]

Индикатор третьего уровня (фиолетовый цвет критической зоны)

43 Интегральный показатель уровня экономической безопасности

E0

[0;100]

[0;49]

(49;100]

 

На рис. 3 представлена диаграмма модели в среде Powersim, которая в полной мере отражает выдвинутую гипотезу о характере влияния управляющих воздействий в системе управления взаимодействием государства и бизнеса на изменение интегрального показателя уровня экономической безопасности национальной экономики.

 

Рис. 3. Диаграмма имитационной модели в среде Powersim

 

В модели присутствует блок выбора сценария взаимодействия государства и бизнеса, изображенный на следующем ниже рисунке.

Рис. 4. - Блок выбора варианта сценария (стратегии) управления взаимодействием государства и бизнеса

Сценарии отличаются различными сочетаниями значений управляющих параметров и достигаемых результатов экономической безопасности.

Обязательными элементами процедуры моделирования являются полное описание переменных модели с указанием единиц измерения и условных обозначений; разработка уравнений модели, которые отражают динамику индикаторов и характеристики постоянных величин; проведение сценарных расчетов в соответствии с периодом моделирования и начальными параметрами модели. Используя сценарный просчет, модель позволяет оценить уровень экономической безопасности на основе разработанной системы индикаторов и таблицы граничных значений. На рис. 5 представлена оценка состояния экономической, социальной, демографической сферы и теневой экономики.

 

 

Рис. 5.  Оценка состояния экономической, социальной, демографической сферы и теневой экономики

На рис. 6 представлена оценка общего уровня экономической безопасности.

Рис. 6.  Оценка общего уровня экономической безопасности

 

В ходе апробации разработанной системно-иерархической модели, проведен сценарный анализ влияния различных сценариев взаимодействия государства и бизнеса на изменение целевых факторов обеспечивающих согласованность государства и бизнеса. А также были определены направления и масштаб силы управленческих воздействий, обеспечивающих перевод экономической системы безопасности в желаемое состояние и оценки перспектив применения адаптированной методологии для повышения обоснованности и качества принимаемых решений в системе государственно-частного партнерства.

Выводы. Таким образом, показано, что использование данной модели позволяет формировать альтернативные варианты управленческих решений в отношении указанного взаимодействия и осуществлять выбор наиболее эффективного в контексте конкретных реалий системы экономической безопасности (индикаторы, оценка угроз) сценария управляющих воздействий. Модель, в формате имитационной, позволяет определить направления ее развития в части детализированного раскрытия значений показателей, характеризующих компоненты экономической безопасности, уточнения выявленных функциональных зависимостей и т.п. Это в свою очередь позволяет выявить возможности донастройки модели как элемента механизма принятия управленческих решений в системе взаимодействия государства и бизнеса с учетом имеющейся в распоряжении эмпирической базы оценки угроз экономической безопасности, и повысить точность экономических расчетов.

 

Список использованной литературы.

 

1. Арцер Т.В. Бизнес, государство и некоммерческий сектор : проблемы взаимодействия // Социально-экономическое развитие России в нестабильном мире: национальные, региональные и корпоративные особенности : материалы XXVI международной научно-практической конференции. – Челябинск : Изд-во Южно-Урал. гос. ун-та, 2009. – С. 148-154.

2. Дерябина, М.А. Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства: доклад на секционном ученом совете научного направления «Теория экономики» [Електронний ресурс] / М.А. Дерябина. – Ин-т экономики РАН. – Режим доступу до журн.: http://www.inecon.ru/ru/index.php?go=Content&id=29.

3. Заблодська І.В. Взаємодія наукових установ, органів місцевого самоврядування та суб’єктів бізнесу при розробці стратегії стійкого розвитку міста / І.В. Заблодська // аналітично-інформаційний журнал «Схід». - № 1 (108). - січень. - Донецьк. – 2011. – С. 71-74.

4. Окольнишникова, И.Ю. Внедрение механизмов государственно-частного партнерства как фактор развития регионального бизнеса и экономик регионов / И.Ю. Околишникова В.Г. Куватов // Вестник ЮУрГУ. - № 21 (154). – Серия «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ». - Выпуск 10. - Челябинск, 2009. – С. 4-10.

5. Никитаева А.Ю. Моделирование взаимодействия государства и бизнеса: оценка мезоэкономических эффектов управленческих воздействий // Экономические и институциональные исследования: Альманах научных трудов. Вып. 3 (23). – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 78-84.

6. Лугова М.О. Проблеми застосування механізму інвестиційного партнерства держави та бізнесу в Україні // Культура народов Причерноморья. – 2007. – № 103. – С. 149–151.

7. Турчинов О.В. Тіньова економіка: закономірності, механізми функціонування, методи оцінки / О.В. Турчинов. – К., 1996. – 254 с.

8. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика. Власть и бизнес [текст] / Ф. И. Шамхалов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 212 с.

 

Стаття надійшла до редакції 11 травня  2011 року.