EnglishНа русском

Ефективна економіка № 1, 2011

УДК 331.102.24:35.075

 

Т. С. Гавренкова,

аспирантка Кировоградского национального технического  университета

 

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ НАЛОГОВОГО ИНСПЕКТОРА

 

THE TAX INSPECTOR’S PROFESSIOGRAM IMPROVEMENT

 

 

В статье обоснована целесообразность коррекции профессиограммы налогового инспектора в связи с изменением налоговой политики государства при переходе от фискализма к стимулированию деловой активности. Предложено увеличить профессиональные  требования к аналитическим способностям налогового инспектора, формировать аналитические навыки путем изучения и использования положений теории менеджмента организации.

 

In article the expediency of tax inspector’s professiogram correction in connection with change of a tax policy of the state in transition from fiscalism to stimulation of business activity is proved. It is offered to increase professional requirements to analytical abilities of the tax inspector, to form analytical skills by studying and use of positions of the organization management theory.

 

Ключевые слова: профессиограмма, налоговый инспектор, налоговая политика, фискализм, стимулирование экономического роста

 

Постановка проблемы в общем виде

Связь с научными и практическими заданиями

Учитывая необходимость выхода национальной экономики из кризиса, обеспечения устойчивого экономического роста, способы и методы взаимодействия налоговой службы и субъектов хозяйствования должны учитывать современные научно обоснованные положения. Текущая фаза экономического развития страны требует более тщательного и взвешенного подхода к каждому хозяйствующему субъекту. При этом, как политика фискализма, так и политика стимулирования экономики [1] могут быть внедрены путем увеличения тесноты связей между налоговыми инспекторами и субъектами налогообложения. Разница состоит в целях данного взаимодействия и методах работы налоговой службы (рис. 1).

В ситуации, когда национальная экономика как система удаляется от состояния равновесия, повышается уровень непредсказуемости ее дальнейшего развития. Данный факт обуславливает целесообразность увеличения тесноты связи между представителями налоговой службы и налогоплательщиками в процессе налогового контроля. Однако цель данного взаимодействия должна состоять в максимально возможном применении методов стимулирования деловой активности на основе тщательного анализа состояния проверяемого субъекта налогообложения. 

 

Рис. 1. Методы работы налоговой службы в разных экономических условиях [2]

 

В целом, на основе анализа существующего законодательства, можно отметить, что жесткость системы взаимодействия определяется как видами проверок, так и основаниями для их проведения, условиями допуска инспектора к проверке, а также возможностями инспектора в процессе проверки (сроки проведения, доступ к информации, права инспектора).

К настоящему времени в Украине произведено ужесточение методов работы налоговой службы Украины, что обусловлено как задачами снижения теневого сектора экономики, так и проблемами наполнения государственного бюджета. Однако применение данных методов ко всем без исключения налогоплательщикам наиболее вероятно приведет к снижению экономического роста, к закрытию предприятий, к переходу некоторых структур в теневой сектор экономики, к росту экономической преступности. Данный вывод обуславливает целесообразность применения четких методов дифференциации налогоплательщиков в процессе налогового контроля во избежание экономических репрессий и с целью обеспечения восстановления экономики на посткризисном этапе ее развития.

Применение новых методов налогового контроля, а также трансформация подходов к взаимодействию налоговой службы и субъектов налогообложения требуют коррекции профессиональных требований к налоговому инспектору, что должно быть отражено в соответствующей профессиограмме.

 

 Анализ последних исследований и публикаций

Выделение нерешенных вопросов

К настоящему моменту в науке и практике профессиональной ориентации предпринимались многочисленные попытки описания и классификации профессий: по предмету труда, по профессиональным областям; по требованиям, предъявляемым к работнику; по степени самостоятельности в труде; по напряженности труда и т.п. [3]. Обобщение данных положений для заданной профессии отражается в профессиограмме.

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые  предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы [3].

Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку. Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.  Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а  инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;

г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы [3].

Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

Несмотря на тот факт, что разработке методологических требований к составлению профессиограмм посвящены работы как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков (Е.М. Ивановой, А.К. Марковой, В.Е. Гаврилова, Е.И. Гарбера, Е.А. Климова, И.Н. Шпильрейна), ощущается нехватка практических разработок для каждой отдельной профессии. Наиболее полное и широкое исследование в направлении проекции существующих теоретических положений в сферу практического профессиографирования проведено Е. Романовой [3]. При этом обобщение универсальных требований к специалистам рассматриваемой профессии следует регулярно корректировать в зависимости от изменения целей и задач организации, которое ведет к трансформации основных функций представителя данной профессии.

 

Общая цель

Исходя из вышеизложенного, основной целью данной публикации является усовершенствование профессиограммы налогового инспектора, связанное с трансформацией его функций, обусловленной состоянием национальной экономики и задачами по восстановлению экономического роста.

 

Изложение основного материала

Обоснование полученных результатов

Профессия «налоговый инспектор» может быть охарактеризована с помощью следующих положений профессиограммы (табл. 1).

 

Таблица 1. Профессиограмма: налоговый инспектор

Наименование профессии

налоговый инспектор

Доминирующий способ мышления

продуктивное мышление

Область базовых знаний №1 и их уровень

право, юридические науки, менеджмент, социология, уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень

финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, менеджмент организации уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область

налогообложение

Межличностное взаимодействие

частое по типу «рядом»

Доминирующий интерес

конвенциональный

Дополнительный интерес

предпринимательский

Условия работы

в помещении, во взаимодействии с людьми

Примечание: курсивом выделены положения, характеризующие переход от налоговой политики фискализма к стимулированию деловой активности

 

Доминирующие виды деятельности профессии «налоговый инспектор» включают:

- взимание налогов с юридических (предприятий, организаций) и физических (частных) лиц;

- оформление деклараций о доходах населения, работа с документами;

- контроль над полнотой и своевременностью уплаты налогов всеми категориями налогоплательщиков (физическими и юридическими лицами);

- определение процента взимаемых налогов в зависимости от доходов;

- распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами государства;

- предоставление отчетов о работе вышестоящим государственным организациям;

- участие в разработке системы налогообложения;

- контроль над соблюдением налогового законодательства;

- проверка бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций и других документов, а также их последующий анализ;

- применение финансовых санкций и административных штрафов к нарушителям налогового законодательства, приостановление банковских операций предприятий;

- изъятие у предприятий и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии или занижении прибыли.

 

Таблица 2. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности налогового инспектора [3]

Способности

Личностные качества, интересы и склонности

высокий уровень развития концентрации, устойчивости и избирательности внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном важном виде деятельности);

хорошее развитие математических способностей;

умение обобщать материал;

аналитические способности;

хорошо развитая долговременная и оперативная память;

склонность к работе с документацией.

аккуратность;

честность;

самоконтроль;

практичность;

уравновешенность;

терпимость;

педантичность (особое внимание уделяется деталям);

усидчивость.

 

 Исходя из вышеизложенных положений и учитывая необходимость увеличения  профессиональных  требований к аналитическим способностям налогового инспектора, целесообразно представить аналитическую профессиограмму налогового инспектора в следующем виде (табл. 3).

 

Таблица 3. Аналитическая профессиограмма «налогового инспектора»

Операционно-технологическая структура труда

Психологическая структура деятельности субъекта труда

Профессиональные функции

Профессиональные задачи

Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач

Цели действий

Психологическая характеристика действий

Психологические процессы и ПВК, обеспечивающие их протекание

Анализ налоговой отчетности

Анализ налоговых отчетов, проверка сумм финансовых поступлений

Анализ сроков сдачи налоговой отчетности и сумм финансовых поступлений с учетом динамики жизненного цикла организации субъекта налогообложения

Сопоставить
Оценить

Создать

Перцептивные
Когнитивные
Мнемические
Волевые

Мышление продуктивное, наглядно-действенное, наглядно-образное, дискурсивное; восприятие зрительное; внимание устойчивое; память долговременная; эмоциональная устойчивость

Определение применяемых санкций и величины административных штрафов

Сопоставление нарушений в процессе формирования и сдачи налоговой отчетности и нормативно-правовой базы

Соответствие нарушений и существующих санкций, сопоставление нарушений и величины предусмотренных штрафов

Сопоставить
Оценить
Создать

Когнитивные
Перцептивные
Мнемические
Волевые

Мышление репродуктивное, наглядно-образное, наглядно-действенное, дискурсивное и невербальное; восприятие зрительное; внимание устойчивое; память долговременная и оперативная; эмоциональная устойчивость

Контроль налоговых поступлений

контроль над полнотой и своевременностью уплаты налогов всеми категориями налогоплательщиков (физическими и юридическими лицами);

 

Требования налогового законодательства

Исполнить
Оценить

Когнитивные
Волевые
Мнемические
Сенсомоторн.
Перцептивн.

Мышление репродуктивное, наглядно-образное; восприятие зрительное; внимание устойчивое; память оперативная и долговременная; пространственно-двигательная ориентация; эмоциональная устойчивость

 

Выводы и перспективы дальнейших разработок

Таким образом, цели трансформации налоговой политики Украины, предполагающие переход от фискализма к стимулированию деловой активности, требуют коррекции профессиональных требований к специалистам, осуществляющим налоговой контроль, - к налоговым инспекторам. Данный факт определяет целесообразность коррекции их профессиограммы в следующих направлениях:

введение в область профессиональных знаний налогового инспектора теории и практических навыков менеджмента организации позволит сканировать организацию и прогнозировать направления ее развития;

введение в область профессиональных знаний положений социологии даст возможность налоговому инспектору более глубоко оценивать не только экономический, но и социальный эффект собственной деятельности;

увеличение «степеней свободы», осуществляемое путем делегирования полномочий налоговому инспектору, определит возможности индивидуализации процесса налогового контроля и расширит возможности воздействия, стимулирующего деловую активность на микроэкономическом уровне.

 

Литература

1.          Пріоритети реформування податкової політики України: як перейти від фіскалізму до стимулювання ділової активності? – К.: НІСД , 2010. – 80 с.

2.          Гавренкова Т.С. Ефективність функціонування податкової служби України в умовах переходу від фіскалізму до економічного стимулювання / Т.С. Гавренкова // Розвиток світової науки  - 2010: VI міжнародна наук.-практ. конф., 17 - 25 груд. 2010 р.: тез. доп. – Софія, 2010. – С. 37-40.

3.          Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 464 с.

Стаття надійшла до редакції 28.12.2010 р.