English • На русском
Електронний журнал «Ефективна економіка» включено до переліку наукових фахових видань України з питань економіки (Категорія «Б», Наказ Міністерства освіти і науки України від 11.07.2019 № 975)
Ефективна економіка № 9, 2011
УДК 330.332
Сейфоллахи Моджтаба,
магистр МБА, аспирант кафедры международной экономики,
Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана
СВОБОДНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ИРАНА: ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
FREE AND SPECIAL ECONOMIC ZONE OF IRAN: THE EXPERIENCE OF CREATION AND DEVELOPMENT TRENDS
Статья посвящается исследованию особенностей создания и обобщению опыта функционирования свободных и специальных экономических зон Ирана в контексте развития глобальной экономики и активизации иностранных инвестиций.
This article is devoted to the study of features creating and learning functioning of free and special economic zones of Iran in the context of the global economy and enhance foreign investment.
Ключевые слова: свободная экономическая зона, специальная экономическая зона, иностранные инвестиции, инвестиционная привлекательность.
Keywords: free economic zone, special economic zone, foreign investment, investment attractiveness.
Введение. Свободные экономические зоны (СЭЗ) уже достаточно давно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Свою популярность СЭЗ завоевали и в развивающихся странах. Однако, не во всех случаях создание и функционирование СЭЗ имело успешный экономический результат. При этом, во многих странах неоднозначен и социально-экономический эффект, полученный от создания свободных зон. Это порождает споры об их роли как в национальной экономике той или иной страны, так и в глобальном масштабе.
Проблемой исследования СЭЗ, а также их роли в национальной и мировой экономике занимались такие ученые, как Буглай В.Б., Ильина М.В., Линдерт П., Мовсесян А.Г., Родионова И.А., Фалмер Р., Фоминский И.П. (роль и место свободных экономических зон (СЭЗ) в процессе международного разделения труда); Андрианов В.Д., Бутов В.И., Викторов И.С., Грачев Ю.Н., Данько Т.П., Игнатов В.Г., Королев А.Ю., Корчной С.В., Окрут З.М., Савин В.А., Чернявский С.П., Чмырь Е.С., Швыдак Н.И. (обобщением мирового опыта функционирования СЭЗ); Авдокушин Е.Ф., Алле М., Архипов А.Ю., Белокрылаой О.С., Делягин М.Г., Зименков Р.И., Ишханов А.В., Оболенский В.П., Овчинников В.Н., Портера М., Спартак А.Н. (проблемы глобализации и интеграции государства и отдельных предприятий в систему мирохозяйственных связей).
Однако, по нашему мнению, с научно-практической точки зрения, недостаточно исследованной на сегодняшний день остаётся проблема оптимального взаимодействия организационного и правового механизма создания СЭЗ для обеспечения оптимальной реализации экономического потенциала территории, что обуславливает необходимость формирования новых подходов к определению роли СЭЗ при разработке стратегии привлечения иностранных инвестиций и активизации экономических отношений в условиях глобализации мировой экономики. Учитывая это, считаем необходимым рассмотрение, опыта создания и функционирования СЭЗ в Иране, который поможет определить место и перспективы их развития в контексте мировой экономики.
Постановка задачи. Основной целью работы является исследование научно-практических положений формирования механизма управления экономическим потенциалом территории на основании создания СЭЗ на примере Ирана. В соответствии с поставленной целью были определены такие задачи: 1) провести анализ теоретических основ создания и функционирования СЭЗ; 2) определить особенности организационно-экономического механизма формирования СЭЗ в Иране; 3) изучить опыт и тенденции функционирования СЭЗ Ирана и обосновать рекомендации для оптимизации механизма управления ими в контексте глобальной экономики.
Результаты исследования. Свободная или специальная экономическая зона является ограниченной территорией с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Свободные и специальные экономические зоны активно организовываются и действуют в Иране с целью обеспечения развития торговли и промышленности, а также привлечения прямых иностранных инвестиций и технологий. [3]
На сегодняшний день в Иране активно используется практика создания функционирования СЭЗ. Так, на конец 2010 года в Иране существовало 6 свободных торгово-экономических зон: острова Киш и Кешм, порты Чабахар и Анзали, а также Арас и Арванд. [1]
Свободная экономическая зона Киш расположена в северной части Персидского залива, на пересечении морских путей между такими иранскими портами, как Бендер-Аббас, Бушер, Имам Хомейни, Махшахр, Хорремабад, Абадан, и иракским портом Басра. СЭЗ Киш связана воздушными путями с Тегераном и крупными городами – Ширазом и Исфаханом. Одной выгодных особенностей географического положения острова Киш является то, что он находится в центре региона активной торговли между Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Саудовской Аравией, Ираком, Катаром, Оманом и Кувейтом. Ежегодный товарооборот между этими странами, по данным иранской статистики, составляет 100 миллиардов долларов. На острове созданы благоприятные условия для деятельности как иранских, так и зарубежных инвесторов.
Основой инвестиционной привлекательности острова является:
• освобождение на 15 лет от уплаты налога на прибыль от любого вида экономической деятельности;
• отсутствие визового режима;
• возможность 100%-го владение собственностью для иностранных инвесторов;
• государственные гарантии и защита иностранных инвестиций;
• отсутствие ограничений для перевода валюты в другие свободные зоны Ирана или за границу;
• широкий спектр банковских и страховых услуг, представленных государственным и частным сектором;
• наличие фондовой, нефтяной, нефтехимической и товарной бирж;
• освобождение от таможенных пошлин на импорт сырья, машин и оборудования для производства;
• упрощенная регистрация компаний, институтов и интеллектуальной собственности;
• возможности транзита грузов и реэкспорт без ограничений;
• упрощенное законодательство для импорта разрешенных товаров;
• возможность экспорта товаров, добавленная стоимость которых создана в СЭЗ, на основную территорию страны;
• продажа/аренда земли иранцам и долгосрочная аренда для иностранцев;
• гибкое и упрощенное трудовое законодательство и доступ к квалифицированной рабочей силе;
• оптимальные цены на энергоносители;
• наличие сети ведущих университетов и научных центров;
• выгодное стратегическое положение в непосредственной близости к региону Ассалуе (нефтегазовые месторождения);
• портовые возможности для судов с дедвейтом 10 000 тонн;
• льготы на земельные тарифы при строительстве Hi-tech производств;
• льготы на земельные тарифы при строительств гостиниц и оздоровительных зон.
Свободная зона Кешм. Кешм является одним из самых больших островов в Персидском заливе, который отделен от материка узким проливом Кларенс. Транспортное пассажирское сообщение с внешним миром поддерживается через международный аэропорт Кешм, морской порт Бахман и ряд пристаней. Богатые резервы природного газа острова, которые перерабатываются на газоперерабатывающем заводе Гаварзин, используются для нужд этого района. Кроме того, вокруг острова были обнаружены дополнительные объемы запасов нефти и газа.
Инвестиционная привлекательность свободной зоны Кешм:
• освобождение от уплаты налога на прибыль на 15 лет;
• перспектива достройки моста в Персидском заливе, который соединит остров Кешм с материком;
• программа превращения острова Кешм в свободную зону, площадью 1500 кв. километров;
• комплексный план реорганизация острова Кешм в нефтегазовый и энергетический полюс, который подтверждён Правительством Ирана;
• развитие туристической инфраструктуры (остров Кешм является одним из семи чудес Персидского залива);
• освобождение от таможенных пошлин и сборов для импорта сырья, машинного оборудования и запчастей;
• наличие линии газопровода и трубопровода жидкого газа из Асалуйе в Бандер-Аббас;
• минимальная административная процедура для организации ведения бизнеса.
Свободная зона Чабахар – единственный иранский океанический порт, который является одним из ключевых элементов транспортного коридора Север-Юг и отправной точкой на материк через Оманский залив. Порт Чабахар, в силу своего географического положения, является самым коротким и безопасным маршрутом, соединяющим Центральную Азию и Афганистан с Индийским океаном и обеспечивает доступ к крупнейшим в мире источникам нефти, газа и другим минеральным ресурсам. Экономика региона основана на рыболовстве и сельском хозяйстве, а с момента основания свободной зоны здесь также успешно развивается туризм, торговля и промышленность.
Инвестиционная привлекательность и экономические преимущества свободной зоны Чабахар:
- Геоэкономические: расположена в наиболее близком месте к Центральной Азии и Афганистану в единственном океаническом порту Ирана; доступ к крупнейшим энергетическим ресурсам мира; расположена на достаточном расстоянии от критической точки Персидского залива – Ормузского пролива.
- Экономические: низкая стоимость энергии; невысокая стоимость инфраструктуры; сокращённый бюрократический процесс создания бизнеса; освобождение от экспортно-импортных обязательств; безналоговый импорт машин, оборудования и сырья; отсутствие налогов на экспорт и транзит товаров в зарубежные страны; сниженные пошлины на экспорт товаров, произведенных в этой зоне, на основную территорию страны; подписанные соглашения с некоторыми странами об исключении двойного налогообложения; покупка или аренда земли, производственных помещений, складских помещений по низким ценам.
- Корпоративные: возможность создания предприятий со 100%-ыми иностранными инвестициями; свободное дивжение капитала и прибыли; 15 летнее освобождение от налога на прибыль, с возможностью продления ещё на 15 лет.
Свободная зона Арас находится на северо-западе Ирана в провинции Восточный Азербайджан. Зона располагается в непосредственной близости от Армении, Азербайджана и автономной республики Нахичевань. Кроме того, она имеет выход на страны Средней Азии и Кавказа и пользуется поддержкой администрации провинции Восточный Азербайджан.
Основные инвестиционные цели и направления развития зоны Арас:
• превращение приграничных районов в международный научный полюс, для создания потенциала роста научного вклада в ВВП страны;
• создание рекреационных, образовательных и лечебных объектов международного значения;
• привлечение национальных и иностранных инвесторов в приоритетные сферы деятельности СЭЗ;
• развитие промышленности и горной добычи, сельского хозяйства и природных ресурсов, строительства и городской инфраструктуры, торговли, туризма, энергетики, образования и исследований, услуг.
Инвестиционные привилегии:
• освобождение от налогов на 20 лет после ввода в эксплуатацию проекта;
• отсутствие импортных пошлин на сырье и производственное оборудование;
• упрощенная система для экспорта произведенных товаров;
• упрощенная система для транзита и реэкспорта товаров;
• гарантия прав иностранных собственников, даже в случае национализации;
• отсутствие визового режима.
Свободная зона Анзали. Порт Анзали (Энзели) является важнейшим и самым крупным северным морским портом Ирана на берегу Каспийского моря. Порт расположен на пересечении транзитных маршрутов, ведущих с севера на юг Ирана, в страны юго-восточной Азии и порты Персидского залива, а также в страны Центральной Азии, Кавказа, России и Европы.
Основные экономические преимущества СЭЗ Анзали:
• освобождение от налогов на 15 лет;
• возможность вложения инвестиций как для граждан Ирана так и для иностранцев;
• полная защита и гарантии для иностранных инвестиций;
• свободное движение капитала и прибыли;
• гибкая банковская система и обменный курс;
• либеральное экспортно-импортное законодательство и возможность использовать более 10% иностранной рабочей силы (от общего количества рабочей силы в зоне);
• гибкое и упрощённое трудовое законодательство и условия;
• отсутствие налогов и пошлин на импорт сырья и оборудования для производственных мощностей в зоне;
• минимальные расходы и простая процедура для реэкспорта товаров;
• отсутствие ограничений по времени для хранения товаров в порту;
• полная защита для рабочей силы, капитальных инвестиций, регистрации компаний, ввода и вывода капитала;
• снижение затрат для кораблей, входящих в свободную зону;
• простая регистрация компании, производственной фирмы и интеллектуальной собственности;
• возможность открытия иранских и иностранных отделений банков и кредитных институтов, а также страховых компаний;
• транзит грузов и реэкспорт без каких-либо ограничений;
• близость к промышленным, нефтехимическим, и производственным центрам;
• современное оборудование для погрузки/разгрузки и хранения грузов.
Таким образом, общей характеристикой рассмотренных примеров СЭЗ Ирана является либерализация механизма привлечения иностранных инвестиций, снижение административных расходов на создание и управление бизнесом, доступ к сырьевым и энергетическим ресурса и рабочей силе, развитая транспортная инфраструктура. Важной и необходимой предпосылкой создание СЭЗ на территории Ирана является вступившее в силу комплексное законодательство, которое освобождает эти зоны от ограничительных норм, стимулируя таким образом их деятельность. При этом используются такие инструменты, как освобождение от налога на прибыль предприятия в течении 15 лет, минимальные таможенные пошлины и ограничения на перемещения капитала, снятие лимита на объем иностранных инвестиций и гарантированная защита от национализации.
Наиболее привлекательными секторами для инвестиций в СЭЗ Ирана являются:
• промышленность и добыча полезных ископаемых;
• инфраструктура и производство энергии;
• образование;
• услуги и торговля;
• туризм;
• транспортировка, транзит и логистика.
Еще одним видом территорий приоритетного развития экономического потенциала Ирана являются специальные экономические зоны, которые представляют собой один из методов реализации региональной экономической политики для стимулирования развития определенной территории путем активизации ее внутренних факторов, а также привлечения в регион внешних источников: инвестиций, технологий, человеческого капитала и т.д. Специальные зоны являются многофункциональными образованиями, их создание нацелено на решение как региональных, так и общенациональных задач, в частности, развитие международного сотрудничества.
Под специальной экономической зоной понимается компактная, относительно локализованная территория, на которой экономическая деятельность субъектов хозяйствования осуществляется на отличных от национальных условий, гарантированных государством законодательно.
Специальная зона представляет собой часть национального экономического пространства, где введен и применяется особый режим хозяйствования, не используемый в других частях страны. Создание специальных экономических зон – одна из форм реализации территориальных приоритетов, что обосновывается наличием в данном географическом месте наилучших условий для эффективного движения капитала и ускорения экономического роста. Создание специальных экономических зон направлено на решение собственно региональных и общенациональных задач, поэтому целями создания специальных зон могут быть:
• придание импульса экономического развития региону с активным использованием иностранных инвестиций;
• решение проблем занятости населения;
• рост экспортного потенциала территории и страны;
• организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозамещающих товаров;
• освоения современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.
В каждом конкретном случае происходит ориентация либо на одну из этих целей, либо на комбинацию нескольких. В соответствии с поставленными целями осуществляется и конфигурация специальной зоны, а также система льгот и стимулов, которая необходима для реализации поставленных целей.
По состоянию на сентябрь 2010 года в Иране функционирует 16 специальных экономических зон, а до марта 2011 года – еще 23 зоны. [2] Одной из наиболее перспективных с точки зрения стратегического развития является специальная экономическая зона «Парс». Этот специальный экономико-энергетический регион был основан в 1999 году с целью использования источников нефти и газа бассейна «Южный Парс» и проведения экономической деятельности в нефтегазовой отрасли и нефтехимии.
Важнейшими целями основания специального экономико-энергетического региона «Парс» в Асалуйе:
• упрощение бюрократический процедур для своевременного выполнения стратегических нефтегазовых проектов;
• создание подходящих условий для привлечения внутренних и внешних партнеров с целью развития нефтегазовой и нефтехимической отрасли, а также других вспомогательных отраслей;
• обеспечение занятости в регионе и привлечение как квалифицированной так и не квалифицированной рабочей силы из соседних провинций;
• стимулирование экономического роста и процветания провинций Бушер, Фарс и
Хормозган.
Выработка значительного количества этана, газового конденсата, серы, природного газа из мощного газового месторождения «Южный Парс», а также газоперерабатывающие заводы, построенные в зоне «Парс», могут быть одним из факторов, влияющих на рост и развитие нефтехимической промышленности страны.
Специальный экономико-энергетический регион «Парс» с точки зрения внутренних возможностей и внешних перспектив имеет такие особенности:
• доступ к международным водным путям стран Персидского залива и Дальнего Востока;
• доступ к внутренним и международным каналам связи;
• наличие международного аэропорта Персидского залива, способного перевозить 1млн. пассажиров в год;
• портовый комплекс «Парс» с глубокими и пригодными для судоходства водами, служебными территориями и подсобными складами;
• вспомогательные учреждения и офисы таможни;
• наличие трудовых ресурсов разного уровня квалификации;
• доступ к международным и внутренним рынкам;
• оптимальное расстояние и удобный доступ к туристическим и рекреационным зонам.
Основные инвестиционные привилегии этого региона представляют собой следующее:
• возможность транзита и повторного экспорта товаров с использованием возможностей специальной экономической зоны;
• освобождение от налогов и других сборов для инвестиций в промышленность, сферу услуг, рекреацию и фундаментальные сферы;
• возможность участия иностранных инвесторов в финансировании всех видов собственности (кроме земли);
• освобождение от уплаты таможенных сборов при импорте первичного сырья, приборов и запасных частей;
• экспорт продукции, произведенной в регионе с добавленной стоимостью, на основную территорию страны;
• выдача виз для иностранцев;
• гарантия свободного движения иностранного капитала и прибыли;
• продажа/аренда земли иранцам и долгосрочная аренда для иностранцев;
• возможность использования привилегий относительно валютных депозитных счетов.
Таким образом, проанализировав организационно-экономические характеристики основных специальных и свободных экономических зон Ирана можно сделать вывод, что основная разница между ними заключается в том, что для первых существует порядок освобождения от налога на прибыль субъектов зоны сроком на 15 лет, тогда как вторые имеют льготы по экспорту, импорту и налогу на добавленную стоимость (НДС). Кроме этого, в специальных экономических зонах могут существовать определенные ограничения на приобретение земли иностранными инвесторами, а также обязательное привлечение и неквалифицированной рабочей силы из провинций.
Выводы. Принимая во внимание пример Ирана можно сделать выводы, что свободные экономические зоны могут стать своеобразными «стыковыми узлами» для создания единого экономического, производственно-технологического, политического, валютного пространства в торговле между регионами и странами, позволяя им занять соответствующую нишу в системе мирохозяйственных связей.
При этом, для обеспечения эффективного функционирования СЭЗ необходимо проводить адаптацию организационно-экономического механизма их создания в зависимости от потенциала определенных территорий. Развивающиеся страны, как правило, начинают с создания торговых или промышленно-производственных типов СЭЗ – экспортно-ориентированных зон, свободных таможенных зон, свободных портов, которые по мере их развития трансформируются в более сложные типы зон. Страны, не являющиеся научно-техническими лидерами, но обладающие избытком капитала, чаще всего ориентированы на создание импортозамещающих СЭЗ. Экономически развитые государства применяют все типы СЭЗ, но наличие высококвалифицированной рабочей силы позволяет им специализироваться на создании СЭЗ технико-внедренческого или сервисного типов – технологических зон, промышленных и научно-технических парков, технополисов, оффшорных и банковских центров.
Анализ современных форм и методов стимулирования экономической деятельности выявил целесообразность ориентации экономической политики создания СЭЗ на преимущественное образование в сети центров (полюсов) ускоренного роста, которые в дальнейшем и станут основой СЭЗ.
Как показывает опыт Ирана, обязательными признаками или условиями размещения СЭЗ на какой-либо территории служат наличие крупных транспортных узлов, природные или искусственные рубежи, отделяющие зону от остальной части страны, наличие избыточных факторов производства. Таким образом, границы СЭЗ можно представить как экономические стыки, на которых реализуется современное международное разделение труда, капитала, природных ресурсов.
Основным условием эффективного функционирования СЭЗ должен выступить принцип целостности, который предполагает рассмотрение СЭЗ как территориального образования с действующим производством, совокупностью требований к резидентам СЭЗ и их деятельности, включая подсистему налоговых и таможенных льгот и преференций, предоставляемых в соответствии с таможенным режимом страны в целом или СЭЗ.
Создание СЭЗ невозможно без тщательного анализа предполагаемых сфер деятельности ее резидентов. Одним из общих приоритетов, которые необходимо учитывать при создании СЭЗ и привлечении резидентов, является выбор направлений инвестиций. Решение задач по выбору «точек экономического роста» предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок.
Точками роста могут стать две группы отраслей Ирана:
- конкурентные на внутреннем рынке, имеющие определенные экспортные возможности (сельское хозяйство, легкая промышленность, переработка сырья);
- конкурентные на мировых рынках (энергетический комплекс, приборостроение, разработка программного обеспечения).
Перспективой дальнейших исследований в этой сфере нами рассматривается усовершенствование организационно-экономического механизма создания и функционирования СЭЗ, а также обоснование методики определения экономического потенциала территорий приоритетного развития.
Список литературы
1. Iran’s Free Trade-Industrial Secretariat website, http://www.freezones.ir
2. 23 New SEZs by March 2011 // Iran Daily. - Aug. 29. - 2010 [http://www.iran-daily.com/1389/6/7/MainPaper/3764/Page/5/MainPaper_3764_5.pdf]
3. Сейфоллахи М. Иран - Ваш бизнес партнер. – Киев: ООО «ДКС центр», 2011. – 192 с.
Стаття надійшла до редакції 27.08.2011 р.