EnglishНа русском

Ефективна економіка № 11, 2011

УДК 332.135

 

О. Н. Шабельникова,

преподаватель кафедры экономики и управления,

Донбасский государственный  технический университет, Краснодонский филиал

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ СТАРОГО ДОНБАССА

 

Prospects of development of small|mini| cities|town| of Old Donbass.

 

Сегодня становится очевидным медленное   разрушение экономики малых городов Старого Донбасса. Угледобывающие предприятия в большинстве своем перевалили 50 летний рубеж своей жизни. Для данной отрасли это срок, когда жизненный цикл любого товара, а в данном случае угля находится в стадии зрелости или стадии спада. В данной работе рассчитан жизненный цикл  товара на примере Краснодонского региона , даны предложения по совершенствованию механизма хозяйствования,  при помощи которого возможно реализовывать инновационные и инвестиционные проекты без больших инвестиционных вложений   или с минимальным их использованием,  что дает возможность определить основные стратегии развития малых городов Старого Донбасса.

 

Today slow|low-speed|   destruction of economy of small|mini| cities|town| of Old Donbass becomes obvious. Coalenterprises in most crossed 50 summer|lammas| border|border-line| of the life. For this industry|branch| it is a term, when life cycle of any commodity|primage|, and|but| in this case coal|chaircoal| is in the stage of maturity or stage of slump. In this work|wrk| the life cycle  of commodity|primage| is expected|calculate| on the example of the Krasnodon region,  | of suggestion|sentence| on perfection|triming| of mechanism of management  through which it is possible|possibly| to realize innovative and investment projects without|senza| large|big| investment investments|enclosure|   or with their minimum|underload| use|utillizing|,  that enables to define basic|main| strategies of development of small|mini| cities|town| of Old Donbass.

 

Ключевые слова: жизненный цикл товара, фаза насыщения, наукоемкие проекты,  вектор экономической выгоды.

 

 

Введение.

 Поскольку  количество малых городов в Украине составляет около  400 ,  а это почти 90 процентов от общего количества всех  городов в государстве, то решив проблему выбора стратегий  развития таких городов , можно во многом решить большую часть социальных проблем населения данной страны.

 Каждый регион пытается решить эти проблемы в зависимости от  своих природных, минеральных и географических особенностей. Для каждого такого городка характерно наличие предприятий , которые являются градообразующими, единственно крупными в данном городе. Поэтому  от результатов  деятельности такого предприятия зависит практически жизнеобеспечение целого города. Но  жизненный цикл любой производимой продукции - величина конечная. Если нет стратегии развития – предприятие и город впоследствии обречены. В последних публикациях  предлагается   такие предприятия возвести в ранг стратегически важных для данного города (1) , что предполагает государственные дотации , а значит и экономическую поддержку социальной и производственной сферы  данного города. Это   может быть выходом из данной ситуации, если бы в бюджете нашего государства были лишние деньги. 

 В других публикациях  предлагается за счет внедрения инноваций, последних достижений науки и техники также решить проблему экономического развития города, региона, страны.(2)Для того ,чтобы инновации появились -необходимы программы , привлекающие в данную область  инженерную мысль. 

 

Постановка задачи.

Для достижения поставленной выше цели выполнен ряд исследований:

-          проведен анализ перспектив развития градообразующего предприятия на примере ПАО « Краснодонуголь» путем анализа жизненных циклов продуктов;

-          проведен анализ конкурентных позиций предприятия;

-          разработан механизм выбора стратегии путем сравнения перспектив в различных видах деятельности;

-          даны предложения  по совершенствованию настоящего механизма хозяйствования. 

 

Результаты.

 

Как известно  любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или более дешевым товаром. В зависимости от фазы, в которой находится сбыт того или иного товара   разрабатывается стратегия производственной программы с целью исключения из нее устаревшей продукции и улучшения ее структуры. В данной работе на примере публичного акционерного общества «Краснодонуголь», применяя метод американских ученых PolliCook, рассчитан жизненный цикл товара для всех шахт. Данный метод основан на величине сбыта во времени.

 Обозначим величину сбыта  товара в году t через Xî1, а в году (t+ 1) – через Xî2. Тогда изменение сбыта этих товаров по сравнению с предыдущим годом будет равно ∆Xî = Xî2- Xî1, î = 1,n.

Допустим, что эти изменения распределены по нормальному закону со средним m и дисперсией σ² :

 

                                                           n

                                                          ∑ Δxί

                                                         ί=1                   

                                                μ = ─────

                                                            n

 

 

                                                               n

                                                               ∑( Δxί - µ )²

                                                                         ί=1                    

                                                 σ² = ───────────.

                                                                 n

 

 

 

В таком случае товар относится к фазе спада, если   рост его сбыта меньше, чем величина ( µ- 0,5σ). Если рост сбыта больше , чем ( µ + 0,5σ), то товар относится к фазе роста.

Если изменения сбыта таковы, µ- 0,5σ≤ Δxί≤  µ + 0,5σ , то товар причисляется к фазе зрелости или насыщения.

 

Исходные данные для определения фазы жизненного цикла товара ( угля) по шахтам ПАО « Краснодонуголь»

п/п

шахта

Выручка в 2000году, т.грн.

Выручка в 2003году, т.грн.

Изменение выручки

т.грн.

1

Таловская

30170

34007

+3837

2

Баракова

35181

40496

+5315

3

Дуванная

3531

29055

+25524

4

Ореховская

51384

52460

+1076

5

Северная

8972

9446

+474

6

Самсоновская- Западная

44254

64650

+20396

7

Суходольская- Восточная

17295

43666

+26371

8

Им. 50- летия СССР

60836

54542

-6294

9

Молодогвардейская

46821

52178

+5357

                                                         

                                                                                         

 Тогда средняя величина изменения сбыта

 

 

           3837+5315+25524+1076+474+20396+26371- 6294+5357                     

 μ  =  ------------------------------------------------------------------------------- = 9117. 

                                                        9                                                                  

  

Среднее квадратичное отклонение σ равно:

 

       (3837-9117)²+(5315-9117)²+(25524-9117)²+(1076-9117)²+(474-9117)²+(20396-9117)²+(26371-9117)² 

µ =  ______________________________________________________________________________________=

 

                                                                   9

 

 

= 11274,24.

 

 

Определим величины  µ- 0,5σ = 9117-0,5*11274,24=3479,88

                                                        

                                                       µ+ 0,5σ = 917+0,5*11274,24=14754

 

и выполним следующие сравнения:

 

Для товарной продукции шахты Таловской имеем 1< 3837<14754 , то есть ее продукция находится в фазе зрелости или насыщения.

Для более ясной картины сводим результаты вычислений в таблицу.

 

п/п

шахта

Результат

Фаза

Рекомендованная базисная стратегия

1

Таловская

3479< 3837<14754

насыщения

Диверсификация, модификация

2

Баракова

3479< 5315<14754

насыщения

Диверсификация, модификация

3

Дуванная

  3479< 25524 >14754

роста

Модификации, улучшение качества

4

Ореховская

3479> 1076<14754  

спада

Диверсификация продукта

5

Северная

3479 > 474<14754  

спада

Диверсификация продукта

6

Самсоновская- Западная

  3479< 20396 >14754

роста

Модификации, улучшение качества

7

Суходольская- Восточная

  3479< 26371 >14754

роста

Модификации, улучшение качества

8

Им. 50- летия СССР

3479 > -6294<14754

спада

Диверсификация продукта

9

Молодогвардейская

 3479< 5357<14754

насыщения

Диверсификация, модификация

 

С точки зрения экономики  в фазе роста покрываются произведенные затраты и появляется прибыль., в фазе насыщения объем продаж растет, но снижаются темпы роста прибыли , в фазе спада происходит устойчивое снижение спроса, падает выручка ,уменьшение прибыли уже невозможно остановить. Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы:

-          только на трех шахтах ПАО «Краснодонуголь» есть прибыль от реализации продукции, на остальных шести – прибыли нет и уже никогда не будет. Уголь как товар – долгожитель исчерпал себя, поэтому актуальным является привлечение инвестиций в сферу утилизации отходов угольного производства, в сферу построения предприятий с  эколого-экономическим стилем управления.  Появилась необходимость в создании  Научно –технических Фондов или Обществ, при городском исполнительном комитете или же при ПАО « Краснодонуголь» с целью финансирования наиболее выгодных проектов по проблемам , являющихся самыми актуальными для развития города и сохранения его инфраструктуры.

Выводы

Во- первых, необходимо создание градообразующими компаниями   совместно с городскими властями   Технического Общества с  целью привлечения средств  в научную сферу по разработке новых товаров или новых технологий ,способных заменить устаревший товар.

 Во- вторых, получение результатов и внедрение их в промышленное производство даст толчок для развития экономически выгодных проектов.

 В- третьих, Общество способно себя окупить,  а на прибыль осуществить производство новых товаров и технологий.

 

 

Литература:

1. Катрушин Б.М. Вопросы определения стратегически важных предприятий для экономики и безопасности страны. // Формирование рыночных отношений в Украине. – 2002. – выпуск 19. - С. 103 – 106.

2. Бутко Н. Проблемы реализации инновационной модели развития экономики на региональном  уровне.//Экономика Украины.- 2002.-№ 11.- С. 11 .

3.  Лысенко Ю.,Садеков А.Экологический подход к управлению предприятием: проблемы и перспективы. //Экономика Украины.-2003.-№ 5.- С. 33

Стаття надійшла до редакції 21.11.2011 р.